Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Почему тарифы высокие, а контроль за их формированием низкий

303

В среднем оборудование в энергопроизводящих организациях изношено на 53%, а в сетях региональных энергопередающих компаний – на 66%. Потери при передаче электроэнергии составляют 18%.

Группа сенаторов утверждает, что модернизировать оборудование эти компании не торопятся, поскольку все потери включают в тариф.

В депутатском запросе на имя премьер-министра Алихана Смаилова сенаторы обозначили ряд проблем, которые выявились в результате детального анализа сферы электроэнергетики. А также предложили ряд мер.

Нет единой национальной тарифной политики

Во-первых,

сейчас функции управления в сфере принадлежат сразу трем госорганам

– министерству энергетики, министерству индустрии и инфраструктурного развития, министерству национальной экономики. Плюс «Самрук-Казына» (посредством АО «Самрук-Энерго», АО KEGOC).

Кризис энергетики: тарифы надо поднимать, но на сколько?

Тарифы на генерацию устанавливает минэнерго, а в сферах передачи и снабжения — миннацэкономики. Министерство индустрии же занимается вопросами энергосбережения и энергоэффективности.

Также все три госоргана финансируют разные республиканские бюджетные проекты.

— Таким образом, нет единого отраслевого органа, отсутствует единая национальная тарифная политика, — утверждают депутаты.

Во-вторых, в сфере энергетики доминирует олигополия. Существующие структуры сенаторы назвали «вертикально интегрированными» и аффилированными между энергопроизводящими, энергопередающими и энергоснабжающими организациями.

— На сегодня, по данным министерства энергетики, существует пять компаний, которые генерируют 65% электроэнергии от общего объема. Это: Самрук-Энерго (31%), Евразийская группа (17%), Kazakhmys Energy (6%), ЦАЭК — (5,4%), ККС (6%), — отметили сенаторы.

Нужно усиливать контроль государства

Третья проблема в том, что 97% электроэнергии реализуются по прямым договорам, чьими отличительными признаками сенаторы назвали «непрозрачность процесса торговли, ценообразования и отсутствием свободного доступа потребителей». Это  одна из причин, почему на модернизацию и ремонт оборудования энергопредприятия не спешат тратиться.

Нельзя построить «вторую» энергетику Казахстана в виде батареи — экономисты

Четвертым пунктом подписанты обозначили высокий уровень износа и значительные потери. В среднем оборудование в энергопроизводящих организациях изношено на 53%, а сетях региональных энергопередающих компаний – на 66%.

Потери при передаче электроэнергии составляют 18%. Но эти расходы включаются в состав тарифа, следовательно, делают вывод сенаторы, компании не особенно и заинтересованы в снижении потерь.

— По данным Счетного комитета, оснащение приборами автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ) на своих объектах имеют порядка 66% участников оптового рынка. Учитывая неполное оснащение приборами АСКУЭ, полагаем, что потери значительно выше, — говорится в запросе.

И наконец, с 2015 года практически отсутствует достаточный контроль со стороны уполномоченных госорганов.

Сенаторы предложили целый пакет изменений.

Произвести структурные преобразования в системе управления отраслью. Кроме того,

нужна единая национальная тарифная политика, которая должна проходить публичное обсуждение

Устанавливать тарифы должен один государственный орган.

— Повышение тарифа должно включать встречные обязательства энергопредприятий. Увеличение тарифа должно обязывать эти компании совершенствовать производство, в том числе обновление, модернизацию, а также снижение потерь, — считают депутаты.

Далее предложили усилить контрольно-надзорные функции государства, в том числе совершенствование контроля обязательств инвестиционных соглашений. Сюда же входит

контроль выполнения инвестиционных обязательств по модернизации и обновлению оборудования, а также процесса закупок товаров, работ и услуг

На строительство АЭС уйдет более 10 лет

Также депутаты предложили в первую очередь рассматривать развитие атомной энергетики. В частности, ускориться с выбором технологии и места строительства АЭС.

— Международная практика показывает, что

современные атомные станции относятся к третьему поколению и имеют в своем составе активные и пассивные системы безопасности,

которые при любом инциденте способны привести реактор в безопасное состояние даже без участия человека. Для нивелирования отрицательного отношения и опасений общества к строительству АЭС необходимо вести активную разъяснительную работу с населением, — говорится в запросе.

АЭС в Казахстане: за и против. Часть 1

Однако на строительство АЭС уйдет более 10 лет. Сейчас 69% электроэнергии вырабатывается с использованием угля.

— Поэтому необходимо активизировать

внедрение наилучших доступных технологий и модернизацию оборудования по высокой фильтрации

для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе целесообразность применения технологий, таких как циркуляционный кипящий слой для сжигания низкосортного угля, — предложили сенаторы.

Также они предложили больше использовать на ТЭЦ газ, для чего следует определить баланс его наличия и потребления газа.

— В случае положительного баланса можно рассмотреть возможность перехода ТЭЦ от угля на газ, — говорится в запросе.

В обществе может вырасти недовольство

Подписанты считают необходимым на законодательном уровне обязать устанавливать АСКУЭ всех субъектов сферы электроэнергетики.

Это способствует получению достоверных данных по учету объема и потерь электроэнергии

Также ускорить проведение технического аудита основных фондов по всем субъектам электроэнергетики во всех регионах. Это даст возможность оценить реальную ситуацию, а также необходимые финансовые средства.

Кроме того, депутаты предупредили о возможных проблемах. В Национальном проекте «Развитие предпринимательства» предусмотрено поэтапное сокращение разницы и отмена дифференциации тарифов между группами потребителей.

— Выравнивание цены для всех покупателей электроэнергии

приведет к значительному росту цен для населения, что может повлечь за собой социальное недовольство

В этой связи, учитывая риски, необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в Национальный проект в части исключения отмены дифференциации тарифов для населения и юридических лиц, — резюмировали сенаторы.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter