Рост тарифов может повлечь за собой недовольство населения.
В среднем оборудование в энергопроизводящих организациях изношено на 53%, а в сетях региональных энергопередающих компаний – на 66%. Потери при передаче электроэнергии составляют 18%.
Группа сенаторов утверждает, что модернизировать оборудование эти компании не торопятся, поскольку все потери включают в тариф.
В депутатском запросе на имя премьер-министра Алихана Смаилова сенаторы обозначили ряд проблем, которые выявились в результате детального анализа сферы электроэнергетики. А также предложили ряд мер.
Во-первых,
сейчас функции управления в сфере принадлежат сразу трем госорганам
– министерству энергетики, министерству индустрии и инфраструктурного развития, министерству национальной экономики. Плюс «Самрук-Казына» (посредством АО «Самрук-Энерго», АО KEGOC).
Тарифы на генерацию устанавливает минэнерго, а в сферах передачи и снабжения — миннацэкономики. Министерство индустрии же занимается вопросами энергосбережения и энергоэффективности.
Также все три госоргана финансируют разные республиканские бюджетные проекты.
— Таким образом, нет единого отраслевого органа, отсутствует единая национальная тарифная политика, — утверждают депутаты.
Во-вторых, в сфере энергетики доминирует олигополия. Существующие структуры сенаторы назвали «вертикально интегрированными» и аффилированными между энергопроизводящими, энергопередающими и энергоснабжающими организациями.
— На сегодня, по данным министерства энергетики, существует пять компаний, которые генерируют 65% электроэнергии от общего объема. Это: Самрук-Энерго (31%), Евразийская группа (17%), Kazakhmys Energy (6%), ЦАЭК — (5,4%), ККС (6%), — отметили сенаторы.
Третья проблема в том, что 97% электроэнергии реализуются по прямым договорам, чьими отличительными признаками сенаторы назвали «непрозрачность процесса торговли, ценообразования и отсутствием свободного доступа потребителей». Это одна из причин, почему на модернизацию и ремонт оборудования энергопредприятия не спешат тратиться.
Нельзя построить «вторую» энергетику Казахстана в виде батареи — экономисты
Четвертым пунктом подписанты обозначили высокий уровень износа и значительные потери. В среднем оборудование в энергопроизводящих организациях изношено на 53%, а сетях региональных энергопередающих компаний – на 66%.
Потери при передаче электроэнергии составляют 18%. Но эти расходы включаются в состав тарифа, следовательно, делают вывод сенаторы, компании не особенно и заинтересованы в снижении потерь.
— По данным Счетного комитета, оснащение приборами автоматизированной системы коммерческого учета электрической энергии (АСКУЭ) на своих объектах имеют порядка 66% участников оптового рынка. Учитывая неполное оснащение приборами АСКУЭ, полагаем, что потери значительно выше, — говорится в запросе.
И наконец, с 2015 года практически отсутствует достаточный контроль со стороны уполномоченных госорганов.
Сенаторы предложили целый пакет изменений.
Произвести структурные преобразования в системе управления отраслью. Кроме того,
нужна единая национальная тарифная политика, которая должна проходить публичное обсуждение
Устанавливать тарифы должен один государственный орган.
— Повышение тарифа должно включать встречные обязательства энергопредприятий. Увеличение тарифа должно обязывать эти компании совершенствовать производство, в том числе обновление, модернизацию, а также снижение потерь, — считают депутаты.
Далее предложили усилить контрольно-надзорные функции государства, в том числе совершенствование контроля обязательств инвестиционных соглашений. Сюда же входит
контроль выполнения инвестиционных обязательств по модернизации и обновлению оборудования, а также процесса закупок товаров, работ и услуг
Также депутаты предложили в первую очередь рассматривать развитие атомной энергетики. В частности, ускориться с выбором технологии и места строительства АЭС.
— Международная практика показывает, что
современные атомные станции относятся к третьему поколению и имеют в своем составе активные и пассивные системы безопасности,
которые при любом инциденте способны привести реактор в безопасное состояние даже без участия человека. Для нивелирования отрицательного отношения и опасений общества к строительству АЭС необходимо вести активную разъяснительную работу с населением, — говорится в запросе.
Однако на строительство АЭС уйдет более 10 лет. Сейчас 69% электроэнергии вырабатывается с использованием угля.
— Поэтому необходимо активизировать
внедрение наилучших доступных технологий и модернизацию оборудования по высокой фильтрации
для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том числе целесообразность применения технологий, таких как циркуляционный кипящий слой для сжигания низкосортного угля, — предложили сенаторы.
Также они предложили больше использовать на ТЭЦ газ, для чего следует определить баланс его наличия и потребления газа.
— В случае положительного баланса можно рассмотреть возможность перехода ТЭЦ от угля на газ, — говорится в запросе.
Подписанты считают необходимым на законодательном уровне обязать устанавливать АСКУЭ всех субъектов сферы электроэнергетики.
Это способствует получению достоверных данных по учету объема и потерь электроэнергии
Также ускорить проведение технического аудита основных фондов по всем субъектам электроэнергетики во всех регионах. Это даст возможность оценить реальную ситуацию, а также необходимые финансовые средства.
Кроме того, депутаты предупредили о возможных проблемах. В Национальном проекте «Развитие предпринимательства» предусмотрено поэтапное сокращение разницы и отмена дифференциации тарифов между группами потребителей.
— Выравнивание цены для всех покупателей электроэнергии
приведет к значительному росту цен для населения, что может повлечь за собой социальное недовольство
В этой связи, учитывая риски, необходимо рассмотреть возможность внесения изменений в Национальный проект в части исключения отмены дифференциации тарифов для населения и юридических лиц, — резюмировали сенаторы.