Ермек Турсунов в одной из глав своей книги «Қарашаңырақ» рассказывает об отношении казахов к цифрам.
Цифра «три» говорит о совершенстве, поэтому считается самой благоприятной из всех цифр. Триадность мира – это его законченность и гармония. Завершенность. Три стихии составляют этот мир: огонь, вода и земля. Время делится на три части: прошлое, настоящее и будущее.
Казахи разделены на три жуза. Вернее, объединены. А еще тройка обозначает единство души, тела и разума. В сакской мифологии содержится информация, в соответствии с которой мировое древо состоит из трех частей: корня, ствола и кроны.
Корни уходят в подземный мир, в царство мертвых. Там, где обитают черви, змеи и рыбы. Ствол олицетворяет средний мир. Это мир людей и животных. Крона – это небо, обиталище птиц.
Триадность сочетается с четырьмя сторонами света, четырьмя временами года и четырьмя стадиями человеческой жизни. Поэтому квадрат как символ земли часто присутствует в орнаменте кочевников: на одежде, коврах, текеметах, сырмаках… И здесь, я думаю, будет уместным вспомнить древнюю легенду о Коркыте.
Почему у казахов все наоборот — вся правда о национальных традициях
Знаете ли вы о том, как он родился? А между тем мать носила его в своем чреве три года и девять дней. (Тройка и девятка!) Потом Коркыт вырос и изобрел сакральный музыкальный инструмент – кобыз.
Потом он стал покровителем баксы и шаманов. Потом он стал искать бессмертие. Потом… вы знаете… куда бы он ни приходил, а он побывал во всех четырех концах света, всюду натыкался на людей, что копали для него могилу. И тогда он отправился к самому центру земли, который нашел на берегах Сырдарьи и, таким образом, завершил свое последнее путешествие, символически очертив большой квадрат.
Тройка с четверкой в сумме дают семерку. И пожалуй, это самое магическое число, оно почитается многими народами мира. Что касается кочевников, они относились к семерке с особым пиететом. С ней связано очень многое, и в ней также присутствует завершенность.
Вообще, глагол «жету» переводится как «закончить, добиться, вырасти, свершить». Производные от «жету» – «ер жету, бой жету, бойжеткен» в значении «повзрослеть, возмужать».
Почему у казахов хаос и ночь имеют женское начало — вся правда о национальных традициях
«Арманына жету, мақсатына жету» – «добиться своей мечты, реализовать планы».
Есть еще поговорка: «Жол мұраты – жету» – то есть «Смысл дороги в ее финише».
В неделе семь дней. Воскресеньем неделя заканчивается, и все начинается сначала. Поминки проводятся на седьмой день. Поминальные лепешки – щелпеки – готовятся в количестве семи штук. Древнее общество жило согласно степному закону, который назывался «Жеті жарғы». Каждый степняк должен был помнить свою родословную вплоть до седьмого колена – «Жеті ата», чтобы не допустить кровосмешения.
Семь сокровищ составляют основу народа – «Жеті қазына». Это
Было и определение семи главных бед. Это
В праздниках также присутствовала цифра «семь». К примеру, наурыз-коже варят из семи компонентов. Затем ставят семь чаш с коже перед семью аксакалами. Кроме того, в этот день человек должен посетить семь домов и принять у себя семерых гостей.
В ночном небе светится Большая Медведица, которую кочевники издавна называют Жеті қарақшы – Семь разбойников. Это созвездие служило нашим предкам в качестве астрономических часов и помогало не заблудиться в степи.
Строенная тройка, в свою очередь, подводила к девятке. Эта цифра у разных народов также считается сакральной. Правда, у каждого по-своему. У нас же девятка ассоциируется в основном со свадьбой.
Тут и объемы калыма, масштабы приданого, количество призов и подарков. Также существовала традиция наказания за преступления. Тюрем и зинданов в степи не было, поэтому наказывали чаще всего штрафами.
Утренняя женщина для казаха как черная кошка — вся правда о национальных традициях
Преступник обязан был выплатить қун за свой проступок. Всякий раз в зависимости от тяжести преступления. Так, за особо тяжкие налагали штраф девяткой. Соответственно – три верблюда, три коровы и три барана. Если же преступник обвинялся в воровстве, наказывали еще жестче – тройной девяткой.
Часто девятка встречается в изделиях прикладного искусства. В орнаментах и узорах. В архитектуре. В последние годы набирает популярность древняя настольная игра тоғыз құмалақ – девять камешков (катышков). Что-то вроде шахмат, но заковыристее. Основу игры составляет цифра «девять». Ее еще называют алгеброй чабанов, потому что во время игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия.
При этом игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Любопытно, что в древности игроки могли обходиться и без игровой доски. Можно было просто вырыть лунки в земле и играть так.
И еще немножко о математике. То, что цифра «девять» особенная, говорит еще одно занимательное обстоятельство. Когда девятку умножаешь на любое другое число, в сумме всегда получается девять. Интересно, знали ли об этом наши предки? Мне кажется, как минимум догадывались. В любом разе случайности тут исключены. За каждой цифрой стояли опыт, традиция и ритуал. Полагаю, знать и помнить об этом будет нелишне.