Ни одна из реформ Масимова не оказалась хоть сколько-нибудь эффективной. Так случилось и с попыткой госпереворота…
Бюджет КНБ в 2015 году составлял 163 млрд. тенге («Сырбар» — 8,7 млрд.). А в 2021 году сумма выделенных средств на данную структуру достигла 345,5 млрд тенге. О том, на что были потрачены эти деньги и как складывалась структура Комитета национальной безопасности Казахстана рассказал политолог Данияр Ашимбаев.
«Мне кажется, нужно провести хорошую проверку того, на что Карим Кажимканович тратил такие бюджеты и кто их контролировал. Подведомственность преступлений по коррупции и наркобизнесу вечно плавала.
Нужен экспертный аудит полномочий КНБ и результатов его деятельности (кроме подготовок госпереворота). Тоже касается назначения гражданских руководителей в силовые структуры. На мой взгляд, единого правила быть не должно, внешних и внутренних руководителей надо чередовать. У одних есть свежий взгляд, у других — профессиональный опыт. Мы видели, до чего довели КНБ и армию гражданские руководители», — высказался эксперт.
По его мнению, сыграл свою роль и слабый политический контроль над силовыми структурами. Масимову за эти годы удалось расставить своих людей повсюду — в аппарат СБ, АП, МВД, КПП, парламент, МИОР, МО, МЦРИАП, ФНБ и другие структуры, что дало установить собственный контроль над ситуацией.
«Ошибкой была реформа КНБ, которую он протащил как только возглавил контору. Я имею в виду создание внутренних служб — антитеррора, контрразведки и экономической безопасности.
Ранее перекрестное курирование одних и тех же структур разными заместителями обеспечивало своего рода конкуренцию и контроль. Создание служб персонифицировало ответственность, но привело к закрытому характеру работы отдельных подразделений. Думаю, что идеей реформы было желание нового председателя спихнуть с себя ответственность, что ранее проявлялось в его работе в правительстве и АП», — рассуждает политолог.
При этом было очевидно его желание использовать ресурсы комитета для внутриполитических конфликтов. Достаточно вспомнить бессмысленные аресты таких фигур, как Дутбаев, Майлыбаев, Сыроежкин, что очень сильно навредило репутации КНБ. Как, впрочем, и создание финансового холдинга «Жусан». Немало вопросов вызвала одноименная операция по вывозу из Сирии «соотечественников».
«На мой взгляд, политическое будущее Масимова после смены власти в марте 2019 г. вызывало все больше вопросов — взаимную неприязнь президента и представителя КНБ было видно невооруженным взглядом, что, видимо, стало подталкивать его к своей игре. Думается, что Масимов все эти годы искренне не понимал, почему его не выбрали в преемники.
Надо понимать, что это очень и очень осторожный человек, который не полез бы в эту схему, не заручившись поддержкой определенных кругов не только внутри страны, но и, прежде всего, за ее пределами», — считает Ашимбаев.
Как говорит эксперт, свои планы Масимов в какой-то степени обнародовал открыто. Мало кто знает, но многие запомнили название — «Карим Масимов. Следующий властелин мира».
«Многих подробностей мы не знаем и, скорее всего, не узнаем, но переворот провалился. Токаев переиграл председателя КНБ и повел себя совсем не так, как многие (в т.ч. сам Масимов) ожидали. В конце концов, ни одна из реформ Масимова не оказалась хоть сколько-нибудь эффективной. Так случилось и с попыткой госпереворота», — подытожил эксперт.