Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
525
+13.36
EUR
552
+11.86
RUB
4.93
+0.20

Девальвация заложена в нашей экономической модели — Своик

9122
фото: businessfm.kz / Жанара Каримова

В 2021 году дефицит текущего счета республики составил 5,7 млрд долларов США. В Нацбанке отмечают, что подобная картина наблюдается уже семь лет подряд. Причина — рост доходов иностранных инвесторов и высокий уровень импорта. Хотя по сравнению с 2020 годом дефицит уменьшился почти на миллиард.

— Хронический дефицит счета текущих операций, свидетельствующий о несбалансированности внешнеэкономической деятельности Казахстана, приводит к перманентному спросу на инвалюту в стране. Для частичного финансирования этого дефицита из резервов НБРК было использовано 2,4 млрд долларов, — сообщили в Ассоциации финансистов Казахстана.

Экономист Петр Своик утверждает, что в рамках текущей экономической модели эти болезни не лечатся. Можно ждать либо девальвации (но пойдут ли на этот шаг в нынешних условиях), либо дальнейшего сжигания средств Нацфонда. Но до бесконечности это длиться не может.

Из экономики вымываются миллиарды долларов

— Петр Владимирович, почему такие проблемы уже семь лет подряд? И как с этим бороться? 

— Созданная в конце девяностых — начале нулевых «вывозная» внешнеэкономическая модель работала в плюс платежного баланса до 2013 года. Он был настолько избыточен, что часть его даже начали складировать в специально созданном Национальном фонде. Небольшой перерыв случился во время мирового кризиса 2007-08 гг., когда обрушились нефтяные цены.

Чем запомнился 2020? Отрицательные цены на нефть и угроза новой войны — продолжение

Но потом они восстановились, причем на еще более высоком уровне, так что для нас тот кризис прошел почти незамеченным и вплоть до 2013 года все снова было замечательно. В 2013 же началась другая геополитическая и экономическая эпоха — евразийская. Приняли программу «Нурлы Жол» и

Национальный фонд официально из накопительного режима был переведен в расходный

С тех пор мы поддерживаем платежный баланс за счет ускоренного расходования Нацфонда.

Я уже писал, как в 2021 году из экономики «унесло» 5,7 млрд долларов США. Баланс экспорта-импорта товаров дал 20,7 млрд плюса, баланс услуг — минус 1,8 млрд. А баланс финансовых потоков — минус 24,6 млрд.

Иностранные собственники нефтедобывающих и металлургических комплексов за 2021 год вывели в виде доходов на свои прямые инвестиции 22,3 млрд долларов

Это уже сальдо за вычетом доходов Казахстана от своих прямых инвестиций в иностранные активы, так что в целом вывели еще больше.

К ноябрю 2021 года у Казахстана внешних активов на 166 млрд долларов, а обязательств перед внешними инвесторами и кредиторами – 245,4 млрд. Сальдо международной инвестиционной позиции Казахстана 79,4 млрд, а те самые 22,3 млрд – это результирующие доходные проценты.

То есть из страны вывозят большую часть валютной выручки.

На сколько еще хватит запасов Нацфонда?

— И чем в итоге чревата такая ситуация?

— Двумя вещами. По всем учебникам макроэкономики, если в платежном балансе концы с концами не сходятся,

нужно понижать курс национальной валюты — то есть устраивать девальвацию

Но вот вопрос — кто рискнет сейчас это сделать, особенно с учетом январских событий?

Почему слабеет тенге и сколько денег осталось в Нацфонде, рассказали в Нацбанке

Если же не девальвировать тенге, надо либо еще быстрее сжигать запасы Нацфонда, либо искать новые иностранные инвестиции. То есть усугублять ситуацию с вывозом валюты и зависимостью экономики. Получается, что

в рамках существующей экономической модели эта болезнь не лечится

— А как ее менять?

— Если коротко, надо от принципиального невмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность переходить к национальному контролю за ней.

— Это как образом? Проводить национализацию с приватизацией?

— Национализация, но не собственности, а именно внешнеэкономической деятельности.

Сейчас она осуществляется за пределами национальной юрисдикции —

таможенной, фискальной, пограничной и прочей. Сырье экспортируют по ценам не мирового рынка, а по так называемым трансфертным. Его продают некой связанной стороне за границей, а она уже перепродает по реальным рыночным ценам.

Есть такой закон о внешнеэкономической деятельности, там как раз введена эта категория трансфертной цены. А как она определяется? Сырьевому экспортеру необходимо продать в Казахстане некий объем валюты за тенге и обеспечить собственные тенговые затраты — то есть выплата налогов, поддержка эксплуатации и так далее. Они подсчитывают, сколько им нужно тенге, и

декларируют эту трансфертную цену из таких расчетов, чтобы вернуть в Казахстан лишь ту долю выручки, которая нужна для внутренних расходов

Основная часть доходов, в том числе разница между трансфертной и конечной ценой реализации, оседает в чужих карманах.

Трансфертные операции совершаются на таможенной границе национальной юрисдикции, а все остальное — за ее пределами. И мы понятия не имеем, какая часть выручки остается там, прямо скажем — отмывается.

Кстати, если внутренняя валюта девальвируется, эту трансфертную цену можно понижать и возвращать еще меньше валюты. Поэтому, конечно, девальвация тенге бьет по населению, но для сырьевого экспортера это настоящий подарок. Такая вывозная схема просто провоцирует девальвацию.

Даже законы пишут под интересы иностранных инвесторов

— Сейчас правительство и президент вроде изо всех сил сопротивляются девальвации — и понятно почему. А сырьевой экспорт на них давит. Причем правительство — это винтик (хотя может и пользователь), подобранный специально для этой вывозной схемы.

Менять ее — это вопрос не экономический, а политический. И ставить его нужно на политическом уровне

Готов ли сам глава государства ставить такие вопросы, пока не очень ясно. Это ведь не просто и прямо скажем даже рискованно.

Под интересы иностранных инвесторов формируется национальное законодательство и работает правительство. И если ставить вопрос о том, чтобы инвесторы начали справедливо делиться, это должен делать президент, опираясь на некую национальную волю, которая реализуется через правильно составленный парламент и так далее. То есть чтобы ставить такой вопрос, президенту нужно очень хорошо поработать над модернизацией политической системы.

Потому что политическая система во многом обслуживает те же компрадорские интересы

Кроме того, большинство причастных просто не понимают разницу между либеральной экономической теорией вообще и ее колониальной версией. И пытаться объяснить им эту разницу наверное уже бесполезно.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter