Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Уже 90 тысяч студентов уехали из Казахстана, нужно что-то делать — депутаты

6010
Фото: Depositphotos

Из-за невысокого качества отечественного высшего образования все больше молодежи уезжает учиться за границу. При этом вернуться обратно планируют не все.

Об этом говорят давно и даже разрабатывают методы борьбы с ситуацией. Хотя практические результаты пока особо не заметны.

Группа мажилисменов в запросе на имя заместителя премьер-министра Ералы Тугжанова изложила свой рецепт.

Идея лиг появилась еще в 2020 году

Первым делом депутаты отметили, что проблема качества высшего образования у нас стоит особенно остро.

— Несмотря на то, что вузы получили академическую свободу, в рамках которой они могут самостоятельно формировать научно-образовательные программы и определять модель развития,

степень их конкурентоспособности по-прежнему пока остается под вопросом,

— говорится в запросе.

Отток казахстанцев в зарубежные вузы превысил уже 90 тысяч студентов

Еще в 2020 году на заседании Национального совета прозвучало предложение для развития конкурентоспособности ранжировать вузы и разделить их на лиги. Идею поддержал Касым-Жомарт Токаев.

https://365info.kz/2018/08/rejtingi-vuzov-nuzhno-vychislyat-po-kolichestvu-trudoustroennyh-vypusknikov-sultanov

Позже звучали различные дополнения к общей теме. В целом идея разделения на лиги выглядит следующим образом:

  • первая лига — «Конкурентоспособные на международном уровне» (от 10 и более вузов)
  • вторая — «Конкурентоспособные на национальном (республиканском) уровне» (от 15 и более вузов)
  • третья — «Конкурентоспособные на региональном уровне» (от 20 и более вузов)

Четвертая — все остальные вузы.

— Для них мотивацией для вступления в первые три Лиги должно быть получение необходимой степени дерегулирования, целевой финансовой поддержки, освобождение от профилактических проверок МОН РК и комплексное развитие в рамках реализации миссий университета, — отметили депутаты.

Как нужно оценивать конкурентоспособность

Мажилисмены внесли собственное предложение — ввести пять общих критериев конкурентоспособности для всех лиг. По ним и будет оцениваться деятельность вузов.

Критерий 1. Эффективность корпоративного, стратегического и операционного управления бизнес-процессами и проектами, а также качеством образования. Для это требуется наличие:

  • системы внутреннего контроля академической честности и иных процедур прозрачной оценки качества научных и образовательных результатов
  • высшего управленческого персонала с профессиональной подготовкой по менеджменту в образовании
  • диверсифицированных источников дохода, необходимых для обеспечения студентов возможностями выбора индивидуальной траектории обучения, связи их обучения с наукой, практикой и последующим трудоустройством, а также иного удовлетворения их потребностей

Критерий 2. Интеграция с наукой и реальным сектором экономики.

Эпоха безработных юристов и экономистов подходит к концу — политолог

Один их главных показателей качества образования — востребованность наукой и реальным сектором экономики. Причем речь идет не только о выпускниках, но и совместных с вузами исследованиях.

— Трансфер результатов прикладных исследований в виде новых технологий, а также их коммерциализация в реальном секторе экономики

создают условия для связи фундаментальной науки с практикой инновационного развития страны,

повышением спроса на отечественную продукцию, продуктивностью рабочего времени и эффективностью производства в целом, — считают подписанты.

Критерий 3. Развитие научного и инновационного потенциала.

Вузы должны иметь научные лаборатории и привлекать в них видных ученых, в том числе иностранных, в качестве научных руководителей и сотрудников.

Кроме того, необходимы:

  • реализация совместных научных проектов с зарубежными и отечественными вузами и компаниями с целью расширения своего экспертного влияния и повышения рентабельности своих научных лабораторий
  • увеличение объема проведенных научных исследований по заказу местных, региональных и международных учреждений и бизнес-структур, а также разработанных и осуществленных инноваций
  • создание инновационных кластеров, технопарков и иной экосистемы «стартапов» личного и коллективного предпринимательства в бизнесинкубаторах и акселераторах

Как добиться признания на глобальном уровне?

Критерий 4. Эффект влияния (импакт) вуза на общество и экономику. Сюда входит не только подготовка специалистов, но также экспертная и ресурсная помощь для конкретной местности, региона и отрасли.

— Необходимо замерять влияние исследований и консалтинга вуза, инклюзивность его услуг (в том числе географическую), полезную студенческую активность, воздействие на гражданское общество, окружающую среду и развитие предпринимательства, — говорится в запросе.

Критерий 5. Интернационализация инициатив.

Речь идет о взаимном международном сотрудничестве. Например, «академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава в научных и образовательных целях», взаимодействия образовательных программ (в том числе в виде двойных дипломов). Также совместные научные исследования.

Дает ли высшее образование прибавку к зарплате в Казахстане?

— Присутствие вуза в глобальных и международных рейтингах (институциональных и специализированных/предметных) являются показателем его конкурентного успеха для абитуриентов, работодателей, инвесторов и государства в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

Высокие позиции вуза на глобальном уровне обеспечат его экспертными ресурсами, дополнительными субсидиями и устойчивой международной репутацией,

— уверены депутаты.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter