Казахстанцы слишком обеднели, чтобы позволять дипломам своих детей «пылиться на полке».
Число выпускаемых казахстанскими вузами специалистов, обучавшихся на дневной форме, в 2017 учебном году достигло 4-летнего минимума, пишет Finprom. На начало 2017/2018 учебного года выпущено 82,8 тыс. человек, или на 5,1% меньше, чем годом ранее. Менее значительное число выпускников было зафиксировано в 2013/2014 учебном году.
По мнению политолога Султанбека Султангалиева, совершенно очевидно, что факт снижения количества специалистов, выпускаемых отечественными высшими учебными заведениями, носит комплексный характер.
— Во-первых, растет количество казахстанских абитуриентов, которые после окончания школы поступают в российские и иные зарубежные вузы.
Это связано как с невысоким качеством обучения во многих наших вузах,
так и с жизненными планами молодых людей, которые, возможно, не видят для себя перспективы на Родине. Во-вторых, вследствие низкой востребованности молодых специалистов с высшим образованием на казахстанском рынке труда как бы сама по себе нивелируется ценность вузовского диплома, — считает Султангалиев.
И последнее обстоятельство, по его словам, даже немного радует, так как позволяет надеяться, что
эпоха продавцов на вещевом рынке с высшим юридическим и экономическим образованием постепенно канет в Лету
— В-третьих, действительно, ухудшение материального благосостояния большей части населения отрицательно сказывается на количестве студенческой массы, так как далеко не всем в современных условиях оказывается по карману платить за обучение своего отпрыска в вузе. Грубо говоря, сермяжная правда жизни отрезвила многих наших родителей, которые по старой доброй традиции считали, что институто-университетский диплом сына или дочери — это прежде всего украшение семьи и повод для гордости, — подмечает он.
Политолог Булат Султанов также отмечает, что казахстанская молодежь сегодня массово выбирает Россию и Китай, как страны, где можно получить высшее образование. Поэтому и сократилось количество выпускников в отечественных вузах.
— Те, у кого есть деньги, предпочитают отправлять детей на учебу в страны Восточной Европы. Кто побогаче — присматриваются к Англии и США. И многие родители уверены, что успешное будущее их детей будет предопределено, если образование они получат за пределами нашей страны, — делится наблюдениями он.
По его словам, казахстанское образование в сравнении с ведущими странами мира неконкурентоспособно.
— Те, кто обладают меньшими финансовыми возможностями, отправляют детей учиться в вузы, расположенные в приграничных с Казахстаном областях России. Там многие вузы предоставляют гранты на обучение, плюс общежитие. И зачастую учиться там выходит дешевле, чем у нас.
Гранты на бесплатное обучение предоставляет и Китай. А изучение китайского языка открывает большие перспективы
для дальнейшей карьеры, — говорит Султанов.
Между тем, казахстанские вузы стараются усилить качество обучения, ужесточая оценку знаний своих выпускников. В 2017 году итоговую государственную аттестацию прошли 83,4 тыс. выпускников, обучавшихся на дневной форме. Это на 4,4% меньше, чем было в 2016 году, и самый низкий показатель за последние 5 лет. Султангалиев считает эти меры для системы казахстанского высшего образования положительными.
— Из «альма-матер» должен выходить специалист. Конечно, это в теории. В действительности же настоящим специалистом становишься только тогда, когда проходишь закалку в череде трудовых будней. Но тем не менее,
уже само по себе повышение требований к знаниям выпускников — шаг на пути к оздоровлению ситуации в отечественных вузах
И пусть процентное соотношение не прошедших итоговую аттестацию не будет
Работать не престижно и не сытно — эксперт
шоком. Просто не всем дано изначально «прогрызть гранит науки». К сожалению, деньги и недальновидность родителей, идеализирующих интеллектуальные способности своего обожаемого чада, позволяют доходить до выпускных экзаменов откровенным балбесам. Диплом о высшем образовании совершенно не гарантирует наличие интеллектуальных способностей и высокого профессионализма. Пусть лучше у нас будет дефицит врачей и учителей, чем в избытке некомпетентных «специалистов», уродующих души детей и убивающих своих пациентов, — выражает он свое мнение.
Булат Султанов, в свою очередь, убежден, что проводимые вузами ужесточения не дадут положительных сдвигов для казахстанского образования.
— Если бесконечно говорить слово «халва», от этого во рту слаще не станет. Для меня самый главный критерий оценки качества вузов — это количество выпускников, нашедших работу по специальности.
Очень часто я встречаю выпускников университета «Кайнар», работающих не по профессии. Один, например, работал лифтером в одной из фирм,
сопровождая посетителей до верхнего этажа, хотя диплом получил по специальности «Международные отношения». На такие специальности, как «международные отношения» и «таможенное дело» люди идут толпами, думая, что будут работать на таможне или в посольстве. Но к сожалению, багажа знаний для этого не хватает, — говорит политолог.
По его словам, сегодня преподаватели в казахстанских вузах учат по устаревшим учебникам. К тому же, преподаватель может дать знания на перспективу только в том случае, если сам занимается научными исследованиями.
Бесполезные инвестиции: наука в Казахстане существует «для галочки», — Осколков
— Когда этого нет, он не может преподнести студентам актуальные знания, разбудить в них любопытство изучать науку. К тому же, на плечи преподавателей в университетах, возложена колоссальная нагрузка. Из-за низкой зарплаты они вынуждены либо брать больше часов, либо трудиться на двух-трех ставках, что не дает им времени совершенствовать свои знания, — говорит Султанов.
По его убеждению, сегодня министерству образования и науки не удалось добиться симбиоза между образованием и наукой.
— Поэтому я считаю, что МОН нужно разделить на два отдельных министерства:
Сегодня львиную долю времени у министра образования отнимают вопросы ЕНТ, детских садов, школьных учебников и ремонта школ
Поэтому ни у министерства, ни у МОН в принципе не остается ни времени, ни желания на то, чтобы заняться реформированием вузов, — заключает эксперт.