18+
Нур-Султан
Сейчас
26
Завтра
21
USD
384.87
0.00
EUR
432.52
0.00
RUB
6.11
0.00

Эпоха безработных юристов и экономистов подходит к концу — политолог

Казахстанцы слишком обеднели, чтобы позволять дипломам своих детей «пылиться на полке».

Число выпускаемых казахстанскими вузами специалистов, обучавшихся на дневной форме, в 2017 учебном году достигло 4-летнего минимума, пишет Finprom. На начало 2017/2018 учебного года выпущено 82,8 тыс. человек, или на 5,1% меньше, чем годом ранее. Менее значительное число выпускников было зафиксировано в 2013/2014 учебном году.

Диплом уже не так ценится

По мнению политолога Султанбека Султангалиева, совершенно очевидно, что факт снижения количества специалистов, выпускаемых отечественными высшими учебными заведениями, носит комплексный характер.

Султанбек Султангалиев

Султанбек Султангалиев

— Во-первых, растет количество казахстанских абитуриентов, которые после окончания школы поступают в российские и иные зарубежные вузы.

Это связано как с невысоким качеством обучения во многих наших вузах,

так и с жизненными планами молодых людей, которые, возможно, не видят для себя перспективы на Родине. Во-вторых, вследствие низкой востребованности молодых специалистов с высшим образованием на казахстанском рынке труда как бы сама по себе нивелируется ценность вузовского диплома, — считает Султангалиев.

Население нищает, ему не до образования

И последнее обстоятельство, по его словам, даже немного радует, так как позволяет надеяться, что

эпоха продавцов на вещевом рынке с высшим юридическим и экономическим образованием постепенно канет в Лету

— В-третьих, действительно, ухудшение материального благосостояния большей части населения отрицательно сказывается на количестве студенческой массы, так как далеко не всем в современных условиях оказывается по карману платить за обучение своего отпрыска в вузе. Грубо говоря, сермяжная правда жизни отрезвила многих наших родителей, которые по старой доброй традиции считали, что институто-университетский диплом сына или дочери — это прежде всего украшение семьи и повод для гордости, — подмечает он.

Политолог Булат Султанов также отмечает, что казахстанская молодежь сегодня массово выбирает Россию и Китай, как страны, где можно получить высшее образование. Поэтому и сократилось количество выпускников в отечественных вузах.

Куда нынче едут учиться

— Те, у кого есть деньги, предпочитают отправлять детей на учебу в страны Восточной Европы. Кто побогаче — присматриваются к Англии и США. И многие родители уверены, что успешное будущее их детей будет предопределено, если образование они получат за пределами нашей страны, — делится наблюдениями он.

По его словам, казахстанское образование в сравнении с ведущими странами мира неконкурентоспособно.

булат султанов

Булат Султанов

— Те, кто обладают меньшими финансовыми возможностями, отправляют детей учиться в вузы, расположенные в приграничных с Казахстаном областях России. Там многие вузы предоставляют гранты на обучение, плюс общежитие. И зачастую учиться там выходит дешевле, чем у нас.

Гранты на бесплатное обучение предоставляет и Китай. А изучение китайского языка открывает большие перспективы

для дальнейшей карьеры, — говорит Султанов.

Что имеем и чего ждать?

Между тем, казахстанские вузы стараются усилить качество обучения, ужесточая оценку знаний своих выпускников. В 2017 году итоговую государственную аттестацию прошли 83,4 тыс. выпускников, обучавшихся на дневной форме. Это на 4,4% меньше, чем было в 2016 году, и самый низкий показатель за последние 5 лет. Султангалиев считает эти меры для системы казахстанского высшего образования положительными.

— Из «альма-матер» должен выходить специалист. Конечно, это в теории. В действительности же настоящим специалистом становишься только тогда, когда проходишь закалку в череде трудовых будней. Но тем не менее,

уже само по себе повышение требований к знаниям выпускников — шаг на пути к оздоровлению ситуации в отечественных вузах

И пусть процентное соотношение не прошедших итоговую аттестацию не будет

Работать не престижно и не сытно — эксперт

шоком. Просто не всем дано изначально «прогрызть гранит науки». К сожалению, деньги и недальновидность родителей, идеализирующих интеллектуальные способности своего обожаемого чада, позволяют доходить до выпускных экзаменов откровенным балбесам. Диплом о высшем образовании совершенно не гарантирует наличие интеллектуальных способностей и высокого профессионализма. Пусть лучше у нас будет дефицит врачей и учителей, чем в избытке некомпетентных «специалистов», уродующих души детей и убивающих своих пациентов, — выражает он свое мнение.

Амбиции есть, а знаний не хватает

Булат Султанов, в свою очередь, убежден, что проводимые вузами ужесточения не дадут положительных сдвигов для казахстанского образования.

— Если бесконечно говорить слово «халва», от этого во рту слаще не станет. Для меня самый главный критерий оценки качества вузов — это количество выпускников, нашедших работу по специальности.

Очень часто я встречаю выпускников университета «Кайнар», работающих не по профессии. Один, например, работал лифтером в одной из фирм,

сопровождая посетителей до верхнего этажа, хотя диплом получил по специальности «Международные отношения». На такие специальности, как «международные отношения» и «таможенное дело» люди идут толпами, думая, что будут работать на таможне или в посольстве. Но к сожалению, багажа знаний для этого не хватает, — говорит политолог.

Науку — в отдельное министерство

По его словам, сегодня преподаватели в казахстанских вузах учат по устаревшим учебникам. К тому же, преподаватель может дать знания на перспективу только в том случае, если сам занимается научными исследованиями.

Бесполезные инвестиции: наука в Казахстане существует «для галочки», — Осколков

— Когда этого нет, он не может преподнести студентам актуальные знания, разбудить в них любопытство изучать науку. К тому же, на плечи преподавателей в университетах, возложена колоссальная нагрузка. Из-за низкой зарплаты они вынуждены либо брать больше часов, либо трудиться на двух-трех ставках, что не дает им времени совершенствовать свои знания, — говорит Султанов.

По его убеждению, сегодня министерству образования и науки не удалось добиться симбиоза между образованием и наукой.

— Поэтому я считаю, что МОН нужно разделить на два отдельных министерства:

  • министерство просвещения, которое будет курировать только среднее образование и
  • министерство высшего образования, которое будет сосредоточено на подготовке грамотных специалистов, будущих ученых.

Сегодня львиную долю времени у министра образования отнимают вопросы ЕНТ, детских садов, школьных учебников и ремонта школ

Поэтому ни у министерства, ни у МОН в принципе не остается ни времени, ни желания на то, чтобы заняться реформированием вузов, — заключает эксперт.