Нур-Султан
Сейчас
-23
Завтра
-13
USD
435
-0.86
EUR
491
-0.93
RUB
5.5
-0.04

Налог на мобильные переводы: госмонополия на финтех?

1751
Фото: ia-centr.ru

Как пишет портал, в свое время государство упустило из виду такую форму оплаты за товары и услуги, как мобильный перевод. При этом благодаря Kaspi такой вид финансовой услуги стал сверхпопулярным у казахстанцев. Чем воспользовались предприниматели. Они принимают оплату в форме мобильных переводов без фискальных чеков, а соответственно, не платят налоги.

И, собственно, имеют на это полное юридическое право, потому что в Налоговом кодексе до сих пор прописывали всего два способа оплаты, подлежащих налогообложению: наличными и банковской картой через POS-терминал.

https://365info.kz/2021/11/kurs-tenge-rastet-iz-za-nehvatki-valyuty-a-natsbank-teryaet-dollary

Теперь в Налоговый Кодекс забьют третий способ оплаты – через мобильные платежи, дав налоговикам формальную возможность требовать исполнения налоговых обязательств.

«Когда вы платите за товар или услугу, вы должны оставить признак платежа, что вы заплатили за товар или работу. Сейчас у тех, кто пользуется мобильным приложением, есть только одна строка – «перевод», а должна появиться строка «платеж». Переводы осуществляются среди родственников, а платеж – за товары, работу и услуги, точно такой же, как вы бы заплатили наличными или карточкой», – пояснил журналистам вице-министр финансов Казахстана Марат Султангазиев.

Все это было бы весьма логично, если бы раздельных функций «платежи» и «переводы» в мобильных приложениях казахстанских банков не существовало до этого.

Но проблема в том, что строка «платеж», которую, по мысли вице-министра, еще только должны внедрить банки в своих приложениях, давным-давно соседствует c графой «переводы» в приложениях и Kaspi.kz, и Халык-Банка (самого крупного банка Казахстана с точки зрения количества клиентов), и даже относительно недавно появившегося на рынке банка Jusan, образовавшегося на руинах Цесна-банка.

В общем, когда казахстанские фискалы говорят о том, что нововведение потребует лишь изменения интерфейса и структуры мобильных банковских приложений, они лукавят. В интерфейсах все это давно есть, вот только загнать малый бизнес в функцию «платежи» фискалы не могут.

Отделить личное от бизнеса

Графа «платежи» в том же приложении Kaspi.kz казахстанцами используется достаточно активно – при оплате коммунальных услуг, услуг мобильных операторов и при расчетах с государством. И там, кстати, моментально выписывается чек, который садится в историю платежей и может быть принят судом в случае оказания некачественных услуг.

Легализация мобильных переводов: конфликт здравого смысла с привычным беззаконием

Если бы речь шла о том, что изменения в налоговое законодательство автоматически заставят малый и средний бизнес «перекочевать» из одной графы приложения в другую, вопросов бы к инициативе минфина не возникало вообще. Но автоматически это сделать не получиться.

Горводоканал, энергоснабжающая организация или сотовый оператор зарегистрированы как юридические лица, имеющие свой расчетный счет, поэтому им в голову не приходит просить потребителей закинуть деньги за свои услуги на карточку бухгалтеру или кассиру. Они выставляют за свои услуги счета-фактуры в электронном виде, которые при оплате через приложения тут же отражаются в фискальных системах.

Индивидуальные предприниматели (а именно им оплачивают сейчас казахстанцы услуги необлагаемыми налогами переводами) имеют статус физического лица. И соответственно, расчетные счета в банках имеют на свое имя.

Отделить на этих счетах коммерческие переводы от уплаты приятелем старого долга просто невозможно

А потому и перегнать их из одной графы в другую просто принятием закона не получится.

Фискалы привыкли работать вручную

Иными словами, инициатива по наведению порядка в сфере мгновенных переводов в Казахстане абсолютно не подготовлена. Хотя бы потому, что начинать ее осуществление надо было бы не с мониторинга переводов вручную, как сейчас предполагает минфин, а с того, чтобы заставить бизнесменов отделить в банках личное от предпринимательского.

То есть разделить свои счета в тех же мобильных приложениях на те, которыми они пользуются как физлица, и те, где аккумулируется их доход от бизнеса.
Попутно введя драконовские штрафы за попытки подсунуть покупателю личный счет для мобильного перевода вместо бизнес-счета.

Выявляются факты такой подмены очень просто, с помощью так называемых «тайных покупателей», когда в магазин под видом обычного потребителя приходит сотрудник налоговой.

https://365info.kz/2021/11/klienty-narodnogo-banka-obratilis-za-pomoshhyu-k-tokaevu-obzor-kazsmi

О необходимости налогообложения мобильных переводов правительство говорит с 2019 года – и за это время можно было бы придумать что-то менее отталкивающее для общества, чем всеобщая проверка на налоговую «вшивость». Тем более, что этой весной, когда правительство только начало разговоры о таких поголовных проверках регулярных переводов на один и тот же счет, оно получило просьбу от парламентской фракции «Ак Жол» предоставить экономическое обоснование этой инициативы.

То есть указать, сколько денег в виде налоговых поступлений в бюджет фискалы планируют получить в результате этих нововведений. И выяснилось, что четкого ответа на этот вопрос нет. Есть только понимание того, что от 32% до 35% объемов мобильных переводов в стране находится в налоговой «тени».

Государство хочет контролировать рынок финтеха?

Когда государственный орган, инициирующий введение непопулярной меры, не может ответить, ни сколько денег он планирует получить от ее введения, ни каков именно будет механизм выявления и доказательства уклонения от налогов, возникают большие сомнения в том, что конечная цель этого нововведения действительно фискальная.

https://365info.kz/2021/11/krizis-v-turkmenistane-vlasti-sokrashhayut-pajki-i-podnimayut-tseny-obzor-smi

Тем более, что подобные эксперименты, по мнению экспертов, могут подкосить желание населения и бизнеса пользоваться продуктами финтеха – и вернуться к старой доброй «наличке», перемещение которой из рук в руки не отследишь. Хотя государство и здесь постоянно ограничивает возможности и граждан, и предпринимателей, вводя жесткие лимиты на обналичивание денежных средств, напоминает экономист Арман Байганов.

«В прошлом году для юрлиц и физлиц снизили лимит по снятию наличных. Все идет к тому, что в будущем вообще отменят «наличку», – отмечает эксперт. – Плохо то, что государство не говорит, каким образом все это будет реализовано, сейчас все это вилами по воде писано.

Я так думаю, что они усилят камеральный контроль за предпринимательской деятельностью. Но чтобы контроль был жестким, надо иметь рычаги управления в финтехе, который быстрыми темпами приходит на смену наличному расчету во всех сферах жизни и экономики.

Лично я не против:

надо отходить от теневой экономики. Но прежде надо хорошенько проработать все моменты, чтобы не отпугнуть от этих идей предпринимателей и население»,

– добавил он.

На горизонте монополия?

В сухом остатке складывается впечатление, что государство, приветствуя переход с наличного расчета на безналичный, просто не ожидало такого бурного развития рынка финтеха.

В результате этот рынок для тех же фискалов стал терра инкогнита – землей неизведанной, на которую власти страны пытаются сейчас зайти.

https://365info.kz/2021/11/chem-zapasayutsya-kazahstantsy-bolshoj-razbor-valyutnogo-rynka

Во-первых, как игрок. Достаточно вспомнить сентябрьскую сделку с российским «Сбербанком» по внедрению «цифровых платформенных решений для реализации человекоцентричных сервисов». Кто сказал, что на базе «человекоцентричных сервисов» нельзя развить и платежные системы, особенно когда сервисы изначально создает коммерческий банк?

Во-вторых, как регулятор. Но когда игрок и регулятор одно и то же лицо, исход известен заранее: на рынке неизбежно возникает монополия.

В данном случае государственная. В госмонополии есть свои плюсы, а не только минусы. Но тогда честнее будет уже сейчас сказать тому же Kaspi и его клиентам, сколько лет относительно свободного плавания им осталось на рынке.

© «365 Info», 2014–2022 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter