Какие уроки, если таковые имеются, были извлечены из 20 лет борьбы с терроризмом во всем мире? Что сработало, а что нет? Это мнение обозревателя BBC Фрэнка Гарднера, который длительное время наблюдал за темой.
Для Америки, потрясенной террористическим нападением на континентальную часть США, мир стал резко контрастным — хорошие парни против плохих.
«Каждая страна, каждый регион, теперь должны принять решение, — заявил президент Джордж Буш через девять дней после терактов 11 сентября 2001 года. — Либо вы с нами, либо вы с террористами».
Тогда и началась так называемая мировая «война с террором». За 20 лет она привела к вторжению в Афганистан, а затем в Ирак. К восстанию ИГИЛ и распространению боевиков радикальных движений по всему Ближнему Востоку. А также к гибели тысяч военнослужащих и куда больше гражданских лиц.
https://365info.kz/2021/09/afganskij-kapkan-dlya-ssha-i-vsego-mira-chast-5
Были и успехи. Как минимум ни разу не было теракта, приближенного по масштабам к 11 сентября. Базы «Аль-Каиды» в Афганистане были уничтожены. Лидеры организации ликвидированы, как и самопровозглашенный халифат ИГИЛ (запрещен в РК), терроризировавший большую часть Сирии и Ирака.
Однако
терроризм не ликвидирован — в последние годы нападениям подверглись все крупные европейские страны
И что дальше? Какие уроки извлекли борцы с терроризмом за 20 лет… или не извлекли?
В месяцы, предшествовавшие 11 сентября, два основных разведывательных агентства Америки, ФБР и ЦРУ, знали: что-то готовится.
Но соперничество спецслужб не позволило им объединить полученные данные внутри страны и за рубежом в единое целое. В отчете комиссии по терактам 11 сентября были тщательно проанализированы допущенные ошибки и внесены существенные улучшения в коммуникации между всеми спецслужбами и агентствами США.
Армию спасут не смены министров, а перезагрузка всей системы — Ашимбаев
Великобритания создала объединенный центр анализа терроризма (JTAC) в 2003 году. Десятки специалистов из МИ5, МИ6, обороны, транспорта, здравоохранения и других областей обеспечивают постоянную оценку террористических угроз гражданам Великобритании в стране и за рубежом.
Но через два года после создания JTAC «Аль-Каида» провела подряд семь терактов в Лондоне. Погибли 50 человек. В следующем году с помощью Пакистана был предотвращен масштабный заговор по захвату нескольких авиалайнеров. Но в 2017 году Британия все еще подвергалась многочисленным атакам, включая теракт в Манчестере.
Атака Bataclan 2015 года в Париже, в результате которой погибли 130 человек и по которой в настоящее время ведется судебный процесс, частично стала результатом неспособности европейских властей своевременно обмениваться разведданными через границы.
То есть обмена информации между агентствами внутри страны недостаточно.
Нужны скоординированные действия спецслужб всех стран
Впрочем, единая мировая спецслужба скорее утопия.
Из множества причин, по которым в Афганистане талибы вернулись к правлению, стоит выделить одну: вторжение в Ирак под руководством США в 2003 году. Это злополучное решение стало серьезным отвлечением от того, что происходило в Афганистане.
Многие спецназовцы США и Великобритании, которые успешно выслеживали боевиков «Аль-Каиды» и работали с афганскими партнерами, чтобы сдерживать талибов, были выведены и отправлены в Ирак.
США больше не мировой лидер, или как внутренняя политика мешает внешней
Это позволило «Талибану» и другим силам перегруппироваться и снова стать сильнее.
Легко забыть, что первоначальная миссия в Афганистане была четкой и хорошо выполненной. После того, как правители «Талибана» отказались выдать преступников, США объединились с Северным Альянсом (афганцы против «Талибана»), чтобы успешно вытеснить «Талибан» и «Аль-Каиду».
Но в последующие годы миссия была разбавлена, разойдясь по многим направлениям.
Возможно, за 20 лет жизнь большинства афганцев неизмеримо улучшилась, но миллиарды долларов, потраченные на «построение нации», были растрачены впустую.
Партнерство Великобритании со своим ближайшим союзником, США, во время вторжения в Ирак в 2003 году означало, что Великобритания была младшим партнером почти во всех ключевых решениях, принятых во время последующей оккупации.
Призывы британцев не распускать иракскую армию и не запрещать всем членам партии Баас занимать государственные должности были проигнорированы или отклонены. Результатом стал катастрофический союз недовольных и ставших безработными иракских военных и офицеров разведки с фанатичными джихадистами. Это стало Исидой.
Коллективная паника, последовавшая за 11 сентября, означала, что
разведки США и Великобритании в конечном итоге начали сотрудничать с явно не демократическими режимами
Например, после свержения полковника Каддафи в Ливии в 2011 году журналисты обнаружили письмо высокопоставленного офицера МИ-6 его ливийскому коллеге. Речь шла о просьбе выдать Кадафи исламистского диссидента, выступавшего против режима.
Сегодня насильственный джихадизм наиболее возрождается в плохо управляемых или неуправляемых частях Африки, создавая проблему, с кем именно Запад должен сотрудничать.
Люди на Ближнем Востоке говорили:
«Возможно, нам не нравилась внешняя политика США, но мы всегда уважали их законность. До залива Гуантанамо».
По сути, собрали подозреваемых без веских доказательств, якобы на «поле боя», в том числе и гражданских, которые находились в плену у экстремистов и ждали выкуп. Затем спеленали их и в непрозрачных очках и наушниках перевезли через полмира в центр содержания под стражей ВМС США на Кубе. Невероятный ущерб Америке и репутации Запада.
Задержание без суда — это прероготива автократических стран. От США этого никто не ожидал.
Хуже стало, когда мир узнал об «усиленных допросах» и пытках в Гуантанамо. И о том, что подозреваемые просто исчезали бесследно, десятками. Президентство Обамы положило этому конец, но потерю доверия уже не вернешь.
Для сравнения, западные интервенции, предшествовавшие 11 сентября, были относительно быстрыми и простыми. Сьерре-Леоне, Косово, даже кампания «Буря в пустыне» 1991 года — все имело логичный конец.
Но вторжения в Афганистан, а затем в Ирак под руководством США стали называть «вечными войнами». Никто из участников этого процесса в 2001 или 2003 годах не предполагал, что они останутся там на два десятилетия. Проще говоря, Запад не понимал, во что ввязывается. Не было и реалистичного плана выхода.
Нет сомнений в том, что если бы Запад не вытеснил талибов и «Аль-Каиду» в Афганистане в 2001 году, оттуда последовали бы новые атаки.
Контртеррористическая миссия в этой стране не была провалом, но задача построения нации так и не была завершена
И сегодня единственное, что останется в памяти людей всего мира — отчаявшиеся афганцы, бегущие рядом с отбывающим самолетом ВВС США. Они пытались сбежать из страны, которую Запад кинул.