В интервью порталу ИАЦ (информационный аналитический центр) Данияр Ашимбаев рассказал о парадоксах языковой политики и причинах неэффективности госпрограмм в этой сфере.
Поводом для разговора о языковой политике стала инициатива Духовного управление мусульман Казахстана. ДУМК планирует в провести конференцию, посвященную реабилитации религиозных деятелей – жертв политических репрессий.
По словам Верховного муфтия Наурызбай кажы Таганулы, представители традиционных религий уже начали работу с Государственной комиссией по полной реабилитации жертв политических репрессий, созданной ранее по инициативе президента Токаева.
Указ о создании комиссии глава государства подписал 24 ноября 2020 года. Сам факт создания подобной структуры частью экспертов воспринимается как признак того, что власть повышает свой авторитет в том числе и путем заигрывания с националистами, легитимизируя тем самым свой статус в глазах определенной части населения.
Армию спасут не смены министров, а перезагрузка всей системы — Ашимбаев
В связи с этим у ИАЦ возник вопрос, является ли нацполитика инструментом общения государства с населением? Данияр Ашимбаев отметил, что Казахстан придерживается многовекторной политики. Причем во всем. И языковой вопрос не исключение.
— У нас есть евразийская интеграция. К России отношение в мире сейчас не самое лучшее, но мы ближайшие соседи с большой общей историей. И поэтому с Москвой, хотим мы этого или нет, должны считаться. За последнее время президент сделал несколько реверансов в сторону Москвы.
Это и возможное строительство атомной электростанции, за которое готов взяться «Росатом». Это и соглашение со Сбербанком по покупке платформы для электронного правительства. А мы все знаем, что Герман Греф – человек достаточно близкий к руководству России. Естественно, такого рода вещи вызывают большие споры и их нужно чем-то уравновешивать.
Три системные проблемы экономики Казахстана — эксперты Всемирного банка
Понятно, что у нас есть и национал-популистский лагерь, в целом казахский вопрос периодически возникает. Чтобы периодически снимать накал, президент «играет» в разные стороны. Я не могу сказать, что у него политика пророссийская, проказахская или прокитайская.
Это те тренды, в отношении которых надо постоянно принимать определенные хотя бы символические решения. Да, создали комиссию по репрессиям. Да, вопрос спорный. Но тем не менее какая-то работа в этом направлении пошла.
Президент старается обеспечить нейтралитет со стороны всех основных игроков. При этом ему нужно во внутреннем политическом пространстве играть как в интернациональную дудку, так и в национальную. Точно также, как и на международном поле – не ссориться с Москвой, Пекином, Вашингтоном, Берлином, Лондоном и, желательно, с Анкарой.
При этом все видят разный вектор. К примеру, когда президент сказал, что казахский язык у нас государственный, а русский имеет статус официального, русскоязычные сайты вытащили вторую часть, а казахскоязычные первую. Хотя это было одно предложение. Президент просто повторил законодательную норму, но каждый увидел то, что ему нужно.
Кто-то видит, что президент заигрывает с националистами, кто-то — что президент заигрывает с Россией, а кто-то – что с Китаем. Но главное, чтобы все считали, что он делает реверансы в их сторону. Это позволит сохранять внутреннюю ситуацию под контролем и обеспечить свободу для маневра.
https://365info.kz/2021/09/emigrirovat-podumyvayut-uzhe-bolshe-60-kazahstantsev-issledovanie
Опять же, как я уже говорил, у президента Токаева нет того политического багажа, как у президента Назарбаева. Все помнят, что первый президент стоял у истоков независимости, при этом активно продвигал евразийскую интеграцию, был одним из инициаторов ШОС, урегулировал многие проблемы с Китаем. Поэтому первому президенту и не нужно было лишний раз повторять все эти вещи. За него говорили его дела.
Президент Токаев же этот опыт нарабатывает заново. Он снова подчеркивает курс, повторяя многие вещи, которые были раньше. Но поскольку он об этом говорит впервые, в силу, так сказать, новизны, это вызывает нервную реакцию. Но я не вижу, что курс меняется в национальную или пророссийскую стороны. К тому же тема русского вопроса у нас смешалась в кашу.
У нас есть тема отношения к русскому языку, есть тема отношений между казахами и русскими в Казахстане, есть тема отношения к прежним историческим фактам совместной истории и есть тема отношения к России как к государству. И у нас все эти понятия смешиваются в одну кучу. Но ведь на самом деле это совершенно разные вопросы.
Точно так же, как вопрос русского языка это не вопрос русско-казахского взаимодействия, а вопрос отношений русскоязычных и казахскоязычных граждан.
Олигархов от государства в Казахстане уже не отделить — политологи
То же самое можно сказать и по отношению к истории. Та история, которая преподавалась долгое время, имела очень большой элемент идеологии. И из нее, как правило, убирались все неудобные моменты. Сейчас идет переоценка тех или иных событий и, к сожалению, она в малой степени осуществляется специалистами. А историками у нас сейчас стали все кому не лень.
Поэтому любые факты надо тщательно взвешивать. Сейчас Казахстан выстраивает свою новую историю, переписывает какие-то факты. Этот процесс можно назвать ревизией истории. И не у всех он вызывает поддержку. Но такие процессы идут по всему постсоветскому пространству. Историю переписывают все. При этом тон задает и сама Россия.
Но проблема в том, что в России отношение к своей ревизии одно, а когда то же самое делается в других республиках, отношение совсем другое. Поэтому процесс становится слишком политизированным. Это представляет определенную проблему, которая аукнется в будущем.
Что касается казахстанской многовекторности, то с учетом того, что Россия является нашим крупнейшим торговым партнером и тем более крупнейшим инвестором, понятно, что подобного рода маневры вызывают в Москве недовольство.
Но ведь понятно, что выгодно Казахстану, не всегда выгодно России, и наоборот. И естественно, мерить казахстанскую политику только интересами России здесь уже никто не намерен. Но в то же время игнорировать ее интересы полностью нельзя.
С одной стороны, патриоты требуют обеспечить максимальные преференции для государственного языка. Но население к этому относится менее однозначно, поскольку большинство является абсолютно русскоязычным – повсеместное использование русского языка проблем не доставляет.
Вместе с тем понятно, что есть часть населения — не сказать, что подавляющая, но и немалая — которая требует однозначного решения этого вопроса в пользу казахского языка.
Власть же должна учитывать и конституционные нормы, и требования националов, но при этом прекрасно понимает, что моноязычие в стране физически невозможно.
Поэтому президент и говорит, что у нас есть государственный язык, который мы будем всеми силами изучать, но есть и язык межнационального общения, статус которого не подвергается сомнению. То есть для государства в этой форме противоречий нет, и оно не будет педалировать ни одну из тематик.
Ведь если идти на какие-то маневры, это сразу вызовет обострение ситуации.
Поэтому власть и старается темы национального строительства завести в какие-то определенные рамки, которые не будут создавать проблем в первую очередь ей самой.
Все прекрасно понимают, что если глава государства возьмет на вооружение национальную риторику, либо только интернациональную, в обществе это вызовет раскол. Поэтому государство и старается избежать определенности и конкретики.
Но
«националы» в последнее время просто шумнее, поэтому государство старается лишний раз про дружбу народов не говорить
Но и экивоков в сторону националов со стороны государства тоже не наблюдается. Здесь скрыта масса парадоксов. Но, по сути, государство из языковой политики не собирается делать ничего.
У нас было реализовано несколько многомиллиардных программ развития языка. По отчетам и справкам было издано столько-то литературы, словарей, разработаны программы. Но по факту мы видим, что даже простая статистика обращений к банкоматам или в ЦОН говорит о том, что население предпочитает русский язык.
А при том, что казахи составляют большинство населения, выходит, что и они активно пользуются русским языком и менять двуязычие на моноязычие не собираются.
То есть государственная языковая политика в какой-то момент просто утратила какую-либо эффективность и как любая госпрограмма реализуется в основном путем фиктивной отчетности и липовых показателей. Это же самое наблюдается и в экономике, и в госстроительстве, и в языковом вопросе.
Государство уже поняло, что творческая интеллигенция не собирается выдавать популярные произведения на госязыке (за 30 лет их как не было, так и нет), что филологическое сообществе не может разработать ни оптимальную латиницу, ни программы обучения.
И в силу этого надо продолжать финансировать, чтобы не было разговоров, но эффективного исполнения языковой программы требовать уже просто бессмысленно. Надо, видимо, менять парадигму. Но это опять политический вопрос, с которым государство предпочитает не сталкиваться.
Я недавно предлагал повсеместно развешивать тематические плакаты-словари для магазинов, аптек, общественного транспорта, кафе, чтобы русскоязычные нарабатывали словарный запас на казахском, а казахскоязычные – на русском.
Тут же началась истерика, что это, мол, упрощение языка. Но ведь мы же не изучаем английский сразу с Шекспира. Однако здесь подход: а как же Абай, а как же «Рухани Жангыру»? Надо, мол, сразу внедрять классиков и разговорную речь на высоком уровне. Но это же смешно.
Любому здравомыслящему человеку понятно, что все языковые программы, которые разрабатывались такими радетелями казахского, никакого толка не дали. И государство это прекрасно понимает. Вот и возникает положение, когда что надо что-то делать, но любой шаг ситуацию не улучшает.