Сфера образования всегда относилась к числу приоритетных направлений государственной политики.
Системная государственная поддержка образования является важнейшим фактором в развитии человеческого капитала. По данным Всемирного банка, именно качество человеческого капитала определяет до 30% разницы в уровне экономического развития государств.
За годы Независимости в Казахстане была сформирована национальная модель образования, ориентированная главным образом на повышение качества подготовки человеческих ресурсов. С целью реализации эффективной образовательной политики принята Государственная программа развития образования и науки на 2020–2025 годы, где основной целью обозначается повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки.
Свидетельством признания достижений Казахстана в образовательной сфере является место нашей страны в различных международных рейтингах. Так, согласно рейтингу стран мира по индексу уровня образования ООН, за прошлый год Казахстан с показателем 0,83 занял 35 место среди 189 стран.
Индекс измеряет достижения страны с точки зрения грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся, получающих начальное, среднее и высшее образование.
Судоисполнителей надо вернуть в лоно государства — эксперт
В Индексе человеческого развития (сводный показатель по трем измерениям: здоровье и долголетие, доступ к образованию и достойный уровень жизни) в прошлому году наша страна заняла 51 место из 189 стран.
В целом значение Казахстана в этом рейтинге значительно улучшилось с 1990-х годов, увеличившись на 19,6 процентов. Анализируя ключевые достижения в рассматриваемой отрасли, необходимо подчеркнуть, что на каждом уровне образования имеются определенные успехи и достижения.
В части среднего образования следует отметить, что за годы Независимости, по официальным данным, было построено более 1 800 школ. На сегодняшний день в стране работает 7 440 общеобразовательных школ, в которых обучаются 3,4 миллиона учащихся.
При этом система среднего образования пополнилась частными школами, лицеями, гимназиями. Особо обращает на себя внимание создание двадцати Назарбаев Интеллектуальных школ с обновленным содержанием образования, опыт которых постепенно переносится на всю систему среднего образования.
Относительно системы высшего образования отмечается тот факт, что
за тридцать лет было подготовлено 3,2 миллиона кадров с высшим образованием
Сегодня выпуск специалистов с высшим образованием составляет 176,4 тысячи человек, в 1991 году этот показатель был равен 42,2 тысячи человек.
Важным этапом в развитии системы высшего образования стал переход на Болонский процесс, в рамках которого сегодня осуществляется подготовка кадров по трехступенчатой модели: бакалавриат, магистратура, докторантура.
Среди значимых достижений в образовательной сфере является и реализация международной образовательной программы «Болашак», инициированной Елбасы Нурсултаном Назарбаевым еще в первые годы независимости.
За годы реализации программы было подготовлено более 11 тысяч специалистов, которые работают в приоритетных секторах экономики
Отдельно необходимо отметить работу Назарбаев университета, созданного по инициативе Елбасы в 2010 году. На сегодняшний день он является лидером высшего образования в стране, успев подготовить за время своей работы уже более пяти тысяч выпускников.
Кроме того, за последние годы государством постепенно увеличивается финансирование науки, осуществляется активная работа по стимулированию научной деятельности путем коммерциализации ее результатов.
К серьезным достижениям казахстанской науки следует отнести создание отечественной вакцины против COVID-19 – QazVac, которая была разработана в прошлом году Научно-исследовательским институтом проблем биологической безопасности Комитета науки Министерства образования и науки РК.
Вместе с тем имеется ряд проблемных вопросов, связанных с образовательной сферой. Эти вопросы в том числе связаны с недостаточно высоким процентом трудоустройства выпускников казахстанских вузов по специальности и оттоком высококвалифицированных кадров за рубеж.
Освободить людей из «ипотечного рабства» предложили в парламенте
К примеру, по данным НПП «Атамекен», в 2019 году у ряда казахстанских вузов уровень трудоустройства выпускников составил ниже 50 процентов. При этом указывалось, что общий уровень трудоустройства выпускников по вузам Казахстана составил 74 процента.
Тем не менее, несмотря на это, сегодня в Казахстане продолжают осуществляться системные меры по поддержке, развитию и совершенствованию отечественной системы образования и науки.
В целом государственная политика по обеспечению качественным образованием, основы которой были заложены Елбасы Нурсултаном Назарбаевым, остается одной из наиболее приоритетных и важных для государства.
Автор: Арман Токтушаков, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП)