В отношении переселения афганских казахов на историческую родину в казнете формируются две противоречивые позиции.
Интернет-сообщество разделилось на два основных лагеря. Мнение первого — необходимо немедленно эвакуировать из Афганистана всех, кто считает себя казахом. Приверженцы второго лагеря против. Их довод: казахи в Афганистане — это те, кто покинул родную землю, когда было плохо и сложно. А теперь они готовы сбежать с новой родины. То есть не стоит надеется, что эти люди станут истинными патриотам Казахстана.
Директор департамента информационного анализа фонда «Отандастар» Нурхан Жалиев высказал свое мнение по этим двум позициям. Его пост опубликовал Adyrna.kz.
«По первой позиции — эвакуировать всех. Конечно, когда глава государства сам дает поручения и оказывает поддержку, такая возможность есть…
Однако казахи не ждут, когда их заберут из Афганистана, сосредоточившись в одном доме, на одной улице или в одном городе. Они живут в нескольких населенных пунктах, расположенных в нескольких сотнях километров от Кабула.
Большая проблема собрать их в районе посольства Казахстана в афганской столице. Кто обеспечит их безопасность? Кроме того, некоторые легкомысленные политологи говорят, что тех, кто обратился за помощью относительно переезда в Казахстан, надо эвакуировать массово, не определяя, казах он или нет. То есть сидящие в лодке говорят, что спасать необходимо всех, кто тонет.
Ни бунта элиты, ни афганского сценария нам можно не бояться — Ашимбаев
В ответ хочу привести такой пример:
— вместимость лодки — 10 мест
— количество утопающих — 200 человек
— среди них ваши родители, братья, жена и дети
Вопрос: кому первым вы протяните руку помощи?
Поэтому давайте пожелаем удачи в работе специальной комиссии по определению этнической идентичности и получению ответов на другие вопросы. Это работа непростая, требующая времени, внимательности и ответственности.
Приоритет при определении национальности отдается владению казахским языком. К тем, кто говорит и понимает казахский, вопросов меньше. Есть вопросы и к происхождению, то есть к истории предков и принадлежности роду.
Не менее важна антропологическая составляющая — соответствие внешним данным. Например, антропологическая форма казахов, переселившихся в Афганистан около 100 лет назад, за это время не может сильно измениться. На это потребуется несколько веков. Но среди обратившихся за помощью часто встречаются люди, внешность которых совершенно не соответствует казахской.
Вы хотите взять их в лодку, несмотря на ограниченные места, оставив за бортом казахов? На каком основании должны признаваться казахами те, кто не знает ни языка, ни своих предков, и к тому же даже с натяжкой совсем не похож на казаха?
Вторая позиция — бросить афганских казахов. Казахи, проживающие за рубежом, в зависимости от страны проживания делятся на две группы — автохтонное жители и диаспора. Большая часть казахов — жителей приграничных с Казахстаном стран, где обитали наши предки — России, Узбекистана, Китая, Монголии — являются автохтонными жителями.
Казахскую диаспору составляют братья за рубежом, сформировавшиеся в результате насильственного или вынужденного переселения, характеризующегося политическими (войны, восстания, репрессии, национально-освободительные движения), религиозными (гонения на религиозной почве, разрушение мечетей), экономическими (коллективизация, конфискация скота, голод) причинами.
https://365info.kz/2021/08/afganskie-tezisy-dlya-ssha-i-vsego-mira-nablyudeniya-vostokoveda-chast-1
Среди них и казахи, укрывшиеся в Афганистане. Они оказались в этой стране не по своему желанию. Подавляющее большинство из них, не поддавшись давлению коммунистического строя, были вынуждены эмигрировать. Для этих людей это стало способом сохранить свою нацию, язык, бытие, спасти детей и остаться в живых.
Подавляющее большинство афганских казахов эмигрировали в Казахстан в годы независимости (свыше 13 тыс. человек). Но все пять пальцев одной руки разные. Кто-то по разным причинам предпочел остаться в чужой стране. Их не так много.
Поэтому всегда надо помнить, что афганские казахи также неотъемлемая часть единой казахской нации с общей исторической судьбой. И что у каждого казаха из любой точки мира есть историческая родина.
На исторической родине любой кровный брат может найти убежище и защиту. Обязанность Родины сравнима с обязанностью отца в семье. Когда и кому мы покажем свое единство и силу, если не в этой ситуации?» — резюмировал автор поста.