Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Отечественному туризму не нужны пятизвездочные отели: ноу-хау ВКО — окончание

3300

Начало здесь…

Продолжение тут…


Покинув пантолечебницу, отправляемся на обед. Районный акимат проявил гостеприимство.

— С аэропортом вопрос в принципе решен. Ну как решен, — просвещает Марат, — в советское время был аэропорт, но сейчас в частном владении. Вертолеты там. Переговоры с инвесторами идут.

Просто пока в приоритете закончить модернизацию Усьткаманского и реконструкцию аэропорта в Уджаре, это рядом с Алаколем. Но в следующем году тему аэропорта в Катон-Карагае будем активно продвигать.

— Нам действительно не хватает сообщения с внешним миром, — подхватывает Мерхат, — у нас есть проблема. Демографическая. Если в конце 90-х население района насчитывало порядка 50 тыс. человек, сейчас вполовину меньше. Молодежь уезжает в крупные города. Себя ищут, мол, здесь для самореализации условий нет.

— Но сейчас люди стали возвращаться, — заступается за район Жанар.

— Да, — соглашается Мерхат, — и главное, что возвращаются те, кто в свое время уехал, поднялся, наладил бизнес в Алматы, столице, Актау. Ребята вернулись и начали вкладываться в район, в частности в развитие туризма. Создали фонд, строят сами и субсидируют местных жителей. Мотивируют к открытию гостевого бизнеса.

Помощники и партизаны

— У нас в основном люди среднего возраста, им специально гостями заниматься некогда, хозяйство, — продолжает Жанар. — А идея такая, что туристов можно, условно, «принимать» в семью. То есть предоставить ночлег, еду, сориентировать по ближайшим достопримечательностям.

Последние годы, еще до пандемии, приезжали иностранцы, которые по нескольку дней жили в семье, занимаясь вместе с хозяевами ежедневными хлопотами. Им это действительно было интересно. Почему бы этот вариант не использовать по всему району… Открыть гостевые домики в каждом селе.

— А еще мы районный информационный центр открываем, — перебивает Мерхат. — У нас же в каждом селе по три-четыре человека минимум водят туристов. И у каждого личные «заповедные места».

Вот вы слышали про муравьиный город? А я слышал, но не видел. Проводники свято блюдут секреты, местным не показывают, боятся конкуренции, — шутит Мерхат. И продолжает.

— Вот мы и создаем центр, где любой может составить личный маршрут по нашему району, вне зависимости от предпочтений.

На секунду задумывается, — Осталось некоторых убедить, что нам не нужно сдавать свои тропы. Нам важно дать информацию, что здесь увидите то, а здесь это. А то молчат как партизаны, право слово…

Два слова о меде

Чувствую, что рискую утонуть в потоке информации, который выливает на меня районное начальство. Видно, журналисты здесь крайне редкие гости, а если и попадаются, то такие как я… спешащие.

Впрочем, в какой то момент понимаю, что несмотря на некую сумбурность в дуэте, все прекрасно усваивается и запоминается. Не исключено, что благодаря свежевшему кумысу и реально вкусной пеляди, о которой упоминал ранее.

Да и много интересных фактов озвучено. Например, очень многие уверены, что самый вкусный и полезный мед — из Восточного Казахстана. Но мало кто знает, что самый вкусный и полезный в рамках области, это из села Коробиха (ударение на первую «о»).

А все потому, что село конечная остановка. Дальше только тайга, и где-то там граница с Россией. То есть ни промышленности, ни дорог. Если за день попадется пара-тройка машин, это считается бешеным трафиком.

Позже Марат рассказал, что несколько лет назад на форуме «Казахстан-Россия» договорились пробить современную трассу через тайгу и установить пограничные посты. С нашей стороны обозначили будущую трассу грунтовкой, которая упирается в стену тайги. А вот Российская сторона особо не активизировалась. Может оно и к лучшему, природа здоровее будет, а мед полезней.

Кедровые орешки, форель и пони

Следующая точка назначения — питомник. Правда, официальное название Гостевой дом «Самай». Но по сути — питомник.

— Открылись в 2010 году как питомник хвойных пород, — рассказывает хозяйка сей территории Бакжанар Карабалина. — Сначала высадили 15 тысяч саженцев ели сибирской. Потом из подмосковного Королева выписали семена голубой ели, можжевельника, туи…

О том, как сложно выращивать деревья из семян, Бакнажар рассказывает как-то, я бы сказал, с любовью. Особенно о том, что за каждым семечком ухаживали чуть ли не по отдельности, а потом высаживали трехлетние саженцы.

— Пойдемте покажу привитый кедр. Семьсот штук посадили. Хочу, чтобы вон там у меня был кедровый лес. Привитый кедр намного раньше орешки дает…

Из земли буквально веточка. А на ней шишка с орешками. Сам бы не увидел, не поверил…

— А вон там пруд. Форель запустили, кормлю три раза в день… Сосед у меня хороший, — говорит мне, Бакжанар, — ко мне твоя форель заплыла. Давай закольцуем, как речку с озером сделаем. Мы уже туда хариуса запустили….

— А рынок сбыта, кому саженцы продаете?

— Кедр, тую, можжевельник не продаем. Это для красоты. Продаем сибирскую и голубую ели. На госзакуп сама выхожу, в тендерах участвую. В основном Караганда, Павлодар, Алматы…

— А гостевые домики вам зачем, хлопоты лишние…

— Да какие там хлопоты… Только готовим, да и то все продукты покупаем в селе. Всегда все свежее, и сельчанам заработок. Всем удобно.

 — А с чего решили гостей принимать?

— Однажды к нам Наталья приехала, выиграла тендер и детей привела. Мы в нашем доме их на втором этаже разместили. Я им готовила, мы разные конкурсы устраивали, КВНы с призами, очень весело было. И Наталья говорит, а что вы сидите, делайте гостевой бизнес. Ну мы подумали — и действительно, чего сидим. Поставили сначала один домик, потом второй, наш второй этаж переоборудовали. Вот еще один ставим… Третий год принимаем гостей.

 — То есть гости часто бывают?

— Да каждый день. Только утром проводили 25 человек. Несколько семей из Караганды и Алматы. Пару дней побыли и дальше поехали. Кто-то на Рахмановские ключи, кто еще куда. Вот к вечеру троих обратно ждем…

 — А узнают о вас откуда?

— Да сарафанное радио. Мы рекламу не давали. Домик один еще не достроен, рыбалка пока не разрешена. Так что рекламу пока нигде не даем, даже в фейсбуке…

Вот здесь не выдерживаю и извинившись за некорректность, шепотом спрашиваю — а сколько вам лет? Бакнажар также шепотом отвечает — пятнадцать…

Со стороны районно-областного начальства летит подсказка — Вы про фонд расскажите…

— Ах да, — спохватывается хозяйка, — Серику спасибо большое…. — следует небольшая заминка. — Не знаю по отчеству, Серик и Серик… Ребята сильно помогли. Дали два миллиона, чтобы мы туалеты сделали. Ведь люди городские приезжают, к деревенским условиям не привыкшие, особенно иностранцы. Так что у нас и внутри, и снаружи комфортабельные туалеты.

И действительно, на территории питомника работает некая локальная канализация. Хожу, принюхиваюсь — даже намека на специфический запах нет.

— Да о чем вы говорите, — отмахивается Бакжанар, — септик воооон там находится, все по стандартам, международным. Пойдемте я вам лучше пони покажу. Людям нравится с ними возиться. Взрослым кормить и фотографироваться, а детям кататься….

Помедитировать бы, сидя на веранде, на форель… хотя бы пару дней

Можно еще долго рассказывать об одном дне в Катон-Карагайском районе. И о «Ясной поляне», хозяин которой, Андрей, не граф Толстой, но тоже философ с белой бородой.

— Аура здесь хорошая, — говорит он, — вот и едут люди. От города отдохнуть, от суеты. Тишину послушать и почувствовать дух первозданной природы…

Машин шесть на момент нашего разговора возле «Ясной поляны» стояло. И да, заборы и шлагбаумы здесь не в почете… Ни одного не увидел… В общем, не предгорья Алматы.

Место, куда хочется вернуться

Встретились и с районным акимом. Пересеклись на одной из строящихся туристических зон, между двумя гостевыми домами.

— Кластер будет, — сказал он. — Хочется общения — большая база, хочется уединения — рядом гостевой дом. Любой, на выбор. Будем достаточно подобных кластеров делать. Вот и агитируем тех, кто живет, как Андрей, отшельником, гостей принимать.

Буквально за пять минут аким района обрисовал полную картину развития туристической отрасли. Коротко, по делу и довольно профессионально.

— Он целыми днями по району мотается, — прокомментировала Жанар его скорый отъезд. — Он же много лет сам занимался туризмом, базу держал. Поэтому точно знает, что нам нужно для развития.

Побывал и в гостевом доме «Каратай», расположенном непосредственно на въезде в село Катон.

По словам Айкыз Тулекеновой, семья перебралась, а точнее вернулась на малую родину пару лет назад. Занимаются хозяйством и попутно предоставляют ночлег путешественникам.

Для нас серые будни, а для иностранцев развлечение и отдых, — смеется Айкыз Тулекенова

— Кто-то просто покушать останавливается. Мы юрту поставили специально, что-то вроде летней столовой. Сами здесь едим, на свежем воздухе. Когда на шесть человек готовишь, уж еще для двух-трех еда тоже найдется. Кумыс вот свой, всегда все свежее. Были иностранцы, несколько дней жили, с нашими джигитами ездили скот пасти. По хозяйству помогали, точнее учились, — смеется. — Остались очень довольны…

Вместо постскриптума

Пора обратно. Сумерки. День был насыщенный, и усталость все-таки свое берет, особенно под монотонный шелест дороги.

— Марат, — стряхиваю с себя накатывающуюся дрему, — сегодня я несколько раз услышал фразу «сарафанное радио». Это такая установка от акимата?

— Какая установка, — непонимающе откликается Марат, — радио.. сарафанное.. Работает же, зачем установки…

— Логично, — соглашаюсь, устраиваясь поудобнее. Начинаю рассуждать:

— А ведь получается, что у вас в области, по сути, есть все виды туризма. Пляжный, сакральный, медицинский…

— Скажу больше, — лениво комментирует Марат, явно борясь с закрывающимися глазами, — есть исторический, религиозный, экотуризм, экстремальный, тот же сплав по рекам… Так что только гостевые домики… Не нужны здесь отели. Ну разве что в центральных городах…

Прикрываю глаза, а в голове лениво ползают две мысли.

Несмотря на молодость, Марат на своем месте и прекрасно разбирается в местных условиях. Убедился за день общения…

И вторая — на вечернем застолье — первый тост от гостя. Я сказал, что остаток жизни хотелось бы провести именно здесь, среди красот Катон-Карагайского района… И ведь произнося эти слова, нисколько душой не кривил…

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter