И будет ли эта безнаказанность в принципе?
Декриминализировать врачебные ошибки в министерстве здравоохранения пытаются уже не первый год. Но в обществе эта инициатива бурной поддержки не вызывает. Главный аргумент противников — от безнаказанности медики вообще забудут о качестве лечения.
Но свои аргументы есть и у докторов. Один из них — якобы неверно понимают сам термин «декриминализация врачебных ошибок».
Зульфия Байсакова, руководитель союза кризисных центров, категорически против декриминализации врачебных ошибок.
— Если доказано, что врач виноват, если из-за него пострадал пациент, такой врач должен понести ответственность. Это моя точка зрения как человека, который работает в области защиты прав от бытового насилия. Любое преступление должно быть наказано, — сказала она.
И рассказала, что к ним
в кризисные центры не раз приходили жертвы бытового насилия, которые из-за ненадлежащей медицинской помощи в итоге оказывались инвалидами
Хотя этого можно было избежать, если бы врачи провели качественное лечение сразу, как только к ним обратились.
— У кого-то усохла рука. У некоторых на лице безобразные шрамы, потому что неправильно наложили швы. Может быть врачи сделали это не нарочно, но ведь есть же возможность проконсультироваться с кем-то или вообще позвать на помощь другого специалиста, — считает она.
Общественник боится, что если декриминализация все же состоится, число пострадавших уже от неверного лечения увеличится. Медики перестанут бояться ответственности и все чаще будут работать спустя рукава.
— Каждый должен качественно выполнять свою работу. А когда на кону жизнь или здоровье другого человека, он должен нести усиленную ответственность. Любой вид насилия без наказания порождает еще больше насилия, и мы с этим постоянно сталкиваемся, — заявила она.
Президент Общественного фонда «Аман-саулык», врач Бахыт Туменова предостерегает от неверного понимания вопроса. Когда говорят о декриминализации врачебной ошибки, некоторые воспринимают это в том смысле, что
врач, у которого погиб больной, не понесет никакой ответственности в любом случае
Или максимум уголовную ответственность сменят на административную — доктор получит выговор, и на этом все закончится. Но это не так.
«Реформы или уход от ответственности?» — политолог об идеях врачей
Туменова подчеркнула, что для начала надо определиться, что такое врачебная ошибка и почему она вообще появилась.
Если она возникла из-за халатности врача, такое оставлять безнаказанным действительно нельзя
— Был случай, когда к врачу обратился пациент, среди симптомов у которого было жжение за грудиной. Тот, даже как следует не осмотрев, сказал, что это простуда, налепил на грудь перцовый пластырь и отправил домой. Больной вернулся, переступил порог и упал с инфарктом. Уже студенты четвертого курса знают, что классическое течение стенокардии — как раз жжение за грудиной. А ЭКГ есть везде. Но врач не выполнил свои обязанности. И его надо привлекать к уголовной ответственности, — рассказала она.
«Медицина по-нашему: не можешь платить — умирай!» — обзор казСМИ
Но, утверждает Туменова, врачебная ошибка может произойти и не по вине медика.
Например, пациент что-то скрыл, у врача было очень мало времени для диагностики
Или было некое атипичное течение болезни, а нужной диагностической аппаратуры не оказалось.
— То есть у врачебной ошибки, кроме халатности, могут быть и объективные причины. И в таких случаях медик не виноват. Есть стандарты диагностики и лечения. И если врач выполнил все, что мог и должен был выполнить в той ситуации и обстоятельствах согласно требованиям, его наказывать нельзя. Вот о чем должна идти речь.
А не о том, что якобы врачи вообще ни за что не будут отвечать
Люди кидаются в крайности от непонимания, — сказала она.
Но разобраться в этом не так легко. Поэтому Туменова считает, что должны появиться разбирающиеся в предмете судьи, следователи и адвокаты. И если нужно, кадры должны готовить в вузах заранее.
— Например, чтобы специализированные суды понимали, что такое стандарты лечения, врачебные ошибки и так далее. И законодательство должно быть соответствующее. А сейчас, насколько я знаю,
до сих пор даже нет точного определения, что такое «врачебная ошибка»,
— посетовала она.