Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
448
-1.49
EUR
478
-0.38
RUB
4.76
0.00

Реформы по-белорусски: есть ли прогресс?

334

Это событие рассматривается экспертами как шаг в сторону давно ожидаемого перераспределения полномочий главы государства, анонсированного в начале текущего года.

Так, в марте 2021 Лукашенко признал, что в стране назрела потребность передачи части президентских полномочий. Процесс было решено увязать с предстоящей конституционной реформой.

Стоит отметить, что с 15 марта в Беларуси приступила к работе комиссия по внесению изменений в Конституцию. 16 июля она внесла в проект изменений итоговые предложения. Хотя дата предполагаемого референдума по новому основному закону еще не определена, высока вероятность, что голосование совместят с выборами в Советы депутатов. Они должны состояться не позднее 18 января 2022.

В конце 2020 Лукашенко уже заявлял, что готов «отдать» до 80% президентских полномочий. Но позже

стал настаивать на эволюционном пути перераспределения власти и сохранении «сильного» президента

Очевидно, что на современном этапе чрезмерно «размывать» полномочия главы государства в планы Лукашенко не входит. При этом вопрос проведения досрочных президентских выборов после утверждения новой Конституции официальный Минск в повестку дня не включает. То есть рассчитывает провести голосование в установленные законодательством сроки.

Экономическое измерение реформ

Помимо вопросов предстоящего конституционного реформирования, предоставление правительству и местным госорганам новых прав обусловлено также потребностями выхода из экономического кризиса.

Последствия пандемии COVID-19, а также политика санкционных ограничений со стороны стран Запада существенно ухудшили положение Беларуси на рынке заимствований. Вместе с тем для целей рефинансирования госдолга в текущем году Минску необходимо привлечь порядка $1,7 млрд.

Тревожный сентябрь: пустят ли чиновники детей в школу?

К 1 июня 2021 размер долга составил $22,8 млрд. Из них $18,1 млрд приходится на внешний долг. В этом году на погашение и обслуживание долга из бюджета страны придется выделить порядка $3,15 млрд.

Текущие прогнозы относительно роста белорусской экономики не повышают инвестиционную привлекательность страны. Согласно оценке Международного валютного фонда, по итогам года ВВП Беларуси сократится на 0,4%. При этом Всемирный банк прогнозирует падение на 2,2%.

ЕАБР также ухудшил прогнозы роста экономики Беларуси до 0,1%. В основном из-за ожидаемого негативного эффекта от возобновления санкций в отношении предприятий нефтехимического комплекса.

Для выравнивания экономической ситуации в стране белорусское руководство рассчитывает запустить новый инвестиционный цикл. В частности, стимулировать внутреннее потребление. Однако привлечение длинных денег в экономику в условиях конфронтации с западными партнерами становится все более проблематично.

Население скупает золото: ждать ли осенью девальвации? — эксперты

Предлагаемые международными финансовыми институтами пакеты реформ экономики Беларуси не вызывают доверия со стороны Минска. Руководство страны не готово к снижению роли государства и масштабной приватизации госактивов.

В настоящее время усилия Минска нацелены на устранение последствий политического кризиса 2020. Принимаемые в этом контексте решения могут иметь и негативные последствия для экономики Беларуси в будущем. Это наглядно видно по массовому исходу за рубеж предприятий IT-сектора.

В целом в Беларуси возникли серьезные предпосылки как для политического, так и экономического реформирования. Процесс может оказаться болезненным, однако необходимость преобразований очевидна.

Автор: Лидия Пархомчик, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП)

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter