После «ковидного» дистанционного года в образовании государству придется 5-7 лет бороться с последствиями.
Количество новых заражений коронавирусом в Казахстане продолжает расти. К концу июля 2021 года оно перевалило за 6 500 в сутки. В связи с этим в крупных городах ужесточили карантин. А между тем до нового учебного года осталось совсем немного. И если пик новой волны придется на август-сентябрь, дистанционный формат в учебных заведениях могут продлить. Несмотря на указ президента открыть школы. Такие опасения выразила депутат Ирина Смирнова.
Между тем «дистанционка», действующая с марта 2020, уже привела к плачевным итогам — знания учеников значительно ухудшились. Повлияли на это и обучение по Whats App, и низкое качество интернета в населенных пунктах. И отсутствие возможностей у малоимущих семей нормально организовать процесс обучения онлайн своим детям.
У многих из-за сидячего образа жизни появились проблемы со здоровьем
В том числе и психологические. Это видно по росту числа самоубийств среди несовершеннолетних. Только за первые четыре месяца 2021 года зарегистрировано 114 попыток и 46 совершенных суицидов среди детей.
По мнению Архимеда Искакова, основателя и директора «Школы Архимеда», людям надо свыкнуться, что коронавирус с новыми штаммами из нашей жизни не исчезнет. И процесс обучения следует выстраивать, исходя из новой реальности.
— Я категорически против «дистанционки». Всем сегодня ясно, что это ужасающая вещь. Реально катастрофа.
Сейчас надо смотреть по обстоятельствам: какие-то школы открыть в традиционном формате, какие-то пока оставить работать в удаленном формате. Но это крайняя мера. Только в том случае, если мы увидим, что очень много людей не просто заболевают, а болеют в тяжелой форме и умирают.
У нас есть школы, которые могут организовать образование в традиционном виде достаточно хорошо и качественно, максимально предусмотрев меры предотвращения заболеваемости
Таким надо дать «флаг в руки» и пусть занимаются. Сегодня многие страны, включая европейские, каждая по-своему выстраивают стратегию и тактику в образовании. Кстати, у Бекшина было правильное решение. Согласно ему, если в школе не больше 300 учеников, разрешить работать в традиционном формате. Во что это вылилось, другой разговор, — отмечает Искаков.
По его наблюдениям, дистанционное обучение негативно отразилось и на учителях. Уже сейчас видны необратимые последствия минувшего учебного года. Потому что значительно снизилось качество преподавания. Да, в некоторых школах остались ценные педагогические кадры, но это скорее «последние из могикан». Для восстановления учительства стране потребуется лет 5-7.
— С одной стороны, «дистанционка» для государства удобна — меньше расходов. Но с другой — это очень тяжелое испытание для учительства.
Преподавание в онлайн-формате развращает учителей. Когда сидит «апашка» и ничего практически не делает, ни за что не отвечает. А наши дети тупеют…
Нам необходимо восполнять базу учителей. Об этом мы говорим 40 лет: мы и тогда предупреждали, что не останется ни нормальных врачей, ни педагогов, ни инженеров. А впоследствии не будет даже нормальных слесарей и плотников. Сейчас мы видим, что этот процесс идет. Но если ничего не предпринять, будет еще хуже, — прогнозирует он.
Между тем идею о том, что надо собрать всех лучших учителей Казахстана и записать с ними онлайн-уроки, Архимед Искаков считает неудачной.
— Идея плохая, потому что качественно записанных уроков по разным предметам в интернете много. К примеру, такие уроки сделали замечательные физики из Одессы и российские математики.
Если есть возможность дополнительно что-то слушать по теме, это замечательно… как опция. Как средство выхода из положения — нет
Любой из нас сейчас имеет теоретическую возможность, не выезжая из Алматы, закончить несколько курсов Массачусетского технологического института. Но из 2,5 миллионов я пока знаю только одного такого. Ему больше 30 лет, он всю жизнь хорошо учился и имеет мощную мотивацию, которой нет у многих взрослых, чего уж говорить о детях. Вообще,
хорошим вариантом альтернативного обучения я считаю дистанционное образование в российских школах. Я категорически против, чтобы его запрещать, а также запрещать использовать в казахстанских школах российские учебники
Надо открыть доступ ко всему, что возможно. Но думаю, что в новом учебном году «дистанционки» в школах все-таки не будет. Потому что это чревато еще более страшными, чем сейчас, последствиями, — заключил учитель.