Пандемия усилила и без того стабильно высокий интерес молодых казахстанцев к получению образования в России.
Наша молодежь наряду с другими гражданами из центральноазиатских республик все чаще склоняется к российскому образованию. В связи с этой тенденцией правительство РФ решило увеличить количество квот для иностранцев. Об этом 15 мая сообщил министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Таким образом Россия пытается привлечь еще больше талантливых кадров.
Однако
для Казахстана потеря человеческого капитала не выгодна. Отток высококвалифицированных трудовых ресурсов в глобальной перспективе негативно отразится на экономическом росте
И если не предпринимать никаких шагов, Казахстан останется донором трудовых ресурсов в пользу более развитых стран.
По наблюдениям экономиста Магбата Спанова,
чтобы удержать молодых, Казахстан увеличил количество грантов. Кроме того, открываются новые вузы, в том числе филиалы мировых университетов
Появилась возможность повторной сдачи Единого национального тестирования (ЕНТ). Открылась программа Foundation, которая помогает быстрее адаптироваться к англоязычной академической среде, определиться с будущей специальностью и обеспечивает плавный переход к обучению на программах бакалавриата.
— Но в условиях открытой экономики каждый может получать образование где угодно. Все зависит от толщины кошелька и возможностей. Я бы не сказал, что наше население очень бедное. Несмотря на то, что количество малоимущих увеличилось, у многих семей есть определенный достаток и накопления, которые они готовы вложить в образование детей. В России с точки зрения «цена-качество» высшее образование доступнее.
Оно предоставляет больше возможностей трудоустроиться в Европе.
— В России также есть программа соотечественников, которая позволяет получить гражданство в ускоренном порядке. Там весьма остро стоит демографический вопрос, поэтому Россия открыта
И конечно, самый лучший вариант, когда прибывает молодежь. Она может работать, производить и не требует каких-либо социальных выплат, в отличие от более старшего поколения, — рассказывает экономист.
Константин Горожанкин, глава Ассоциации интернет-бизнеса Казахстана, считает, что вопреки всем усилиям минобра, популярность российских вузов среди казахстанских абитуриентов не снижается.
— Количество наших детей, желающих уехать на учебу как в Москву и Питер, так и в близлежащие к нашим границам Омск, Томск, Оренбург, Самару, Барнаул, Екатеринбург и т. д., не уменьшается. И
судя по тенденциям, переток мозгов будет только усиливаться
Я делаю такие выводы, основываясь как на статистике, которая не раз публиковалась, так и на своих наблюдениях.
Мой сын в прошлом году закончил РФМШ. Пожалуй, это самая лучшая школа и кузница кадров для правительства и министерств. И
большинство его одноклассников, выбирая зарубежные вузы, все же остановились на российских
Почему? Уровень образования там на порядок выше, ментальность общая. При этом у наших при нужном уровне знаний есть возможность наряду с россиянами учиться бесплатно. И конечно, немаловажный фактор – это язык. По уровню английского Казахстан на 92-м месте в мире, а по знанию русского, думаю, мы в первой пятерке, — отмечает он.
Горожанкин убежден: казахстанскому правительству надо заниматься не пиаром, а делать упор на развитие и улучшение качества образования. И начинать надо со школы.
— До пандемии о низком уровне образования говорили только те, у кого это действительно «горело». Но сегодня это осознали большинство родителей. И многие схватились за голову.
Часть из них перевели детей в российские и западные онлайн-школы и возвращаться назад не хотят
Развитие образования — весьма тяжелый труд. Но я надеюсь, что мы не все потеряли. Надо как-то вернуть тот достаточно высокий уровень образования, который был в советское время.
Я уже не раз озвучивал «диджитальный» путь улучшения — благо за последний год все привыкли к онлайн-образованию. Но
все прекрасно понимают: если преподаватель некомпетентен, что он может дать?!
К сожалению, абитуриенты идут на педагогические специальности по остаточному принципу — когда не удалось поступить на другие.
Но в стране еще остались выходцы «старой школы», встречаются и самородки среди молодых специалистов. Считаю, что для каждого класса и каждого предмета надо выбрать лучших преподавателей.
Условно: для пятого класса по физике, для шестого класса по алгебре, для восьмого класса по химии и т. д. Затем, пока они еще с нами, записать их уроки на видео, оцифровать их знания. И через государственную платформу дать доступ к этим урокам любому аулу, селу или небольшому городу.
Надо, чтобы у школьников была возможность получать знания у лучших учителей, а не у тех, кто их сейчас, к сожалению, учит в наших школах. Это будет реальный проект. Кейс, как с помощью технологий можно изменить страну, — заключает Константин Горожанкин.