Эскалация боевых действий между правительством Афганистана и Талибаном может создать вакуум в сфере безопасности по всей Центральной Азии. В результате это может привести к росту стремлений Москвы и Пекина к усилению своего доминирования в регионе.
Страны Центральной Азии могут сыграть важную роль в переговорах
по мирному урегулированию в Афганистане между правительством официального Кабула и талибами. Столица Казахстана, самого крупного государства в регионе по территории и объему ВВП, была предложена в качестве площадки для переговоров благодаря значительному опыту страны в урегулировании вопросов на региональном уровне.
Под руководством бывшего президента Нурсултана Назарбаева страна сыграла важную роль в международных посреднических усилиях. Например, в переговорах
между вооруженной оппозицией и правительством Сирии. Здесь же прошли переговоры по иранской ядерной программе.
Афганский тупик: с кем будут договариваться талибы? Часть 1
После обретения Казахстаном независимости в 1991 году по инициативе Назарбаева был создан международный форум по содействию региональной безопасности. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) было учреждено в 1999 году. Сегодня организация насчитывает 27 полноправных членов и 8 наблюдателей.
Члены СВМДА Израиль и Иран принимают активное участие в работе форума и его комитетах. Совещание может сыграть активную роль в объединении усилий стран региона по политическому урегулированию ситуации в Афганистане.
Центральную Азию и Афганистан связывают давние исторические связи. Через их территорию проходили важные маршруты Шелкового пути, соединявшие различные части планеты. В течение последних двух десятилетий государства Центральной Азии обеспечивали доступ войск и грузов НАТО в Афганистан через транспортные пути Северной распределительной сети.
Сегодня страны ЦА оказывают Афганистану гуманитарную помощь, осуществляют доставку в страну технологий, ноу-хау и доступных энергоресурсов, открывая Кабул для связи с внешним миром.
Казахстан и Узбекистан могут стать ключевыми экономическими партнерами Афганистана. Узбекистан наращивает поставки электроэнергии, что позволит увеличить производственные мощности и создать рабочие места в Афганистане.
Ведущая образовательная программа Казахстана «Болашақ» подготовила более 1 000 афганских студентов в казахстанских университетах. Страна предоставила гуманитарную помощь на сумму более $80 млн через агентство международного развития «KazAID».
В вопросе содействия развитию Афганистану США может сыграть крайне важную роль именно в рамках инициативы «C5+1». Госдепартамент, в партнерстве с государствами Центральной Азии запустил ее в 2015 году.
Необходимо активно привлекать официальный Кабул к сотрудничеству в рамках данного формата для содействия региональным экономическим и интеграционным процессам, а также развитию транзитного потенциала Афганистана. Деятельность рабочей группы по экономическому сотрудничеству сконцентрирована на таких ключевых областях, как общественное здравоохранение, сельское хозяйство, туризм, транспорт и информационные технологии.
Уровень воды в Балхаше еще не проблема, но уже угроза — эколог
Реализация проектов в рамках формата «C5+1» призвана способствовать привлечению частных инвестиций. В сумме они поспособствуют укреплению сотрудничества в области энергетики. В частности, внедрению технологий возобновляемых источников энергии.
Инициатива США также важна для безопасности границ. Это необходимо для свободного движения товаров и борьбы с торговлей людьми и контрабандой. В рамках «C5+1» функционирует рабочая группа по безопасности. Ее деятельность сосредоточена на борьбе с онлайн-вербовкой террористических организаций, а также проведении совместных контртеррористических учений на региональном уровне.
В сфере энергетики большую важность приобретает необходимость продолжения строительства трубопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия. Реализация проекта ТАПИ призвана способствовать развитию энергетического потенциала Афганистана. В свою очередь стабильность в Афганистане станет мостом между ЦА и огромными рынками Южной Азии.
Все инициативы с участием США будут способствовать балансированию участия России, Китая и Ирана в регионе.
Основной целью Москвы является сохранение ЦА в своей сфере влияния и удержание Запада на расстоянии. Москва использует ОДКБ и свой контроль над нефте-и газопроводами, соединяющими ЦА с Европой, чтобы заявить о себе в качестве регионального гегемона. Такой подход России вызывает недовольство стран, которые ценят свою независимость и связи с Западом.
Китай становится все более активным игроком в Центральной Азии. Он строит транзитные маршруты Восток-Запад для китайского экспорта в рамках инициативы «Один пояс один путь». Несмотря на то, что китайские инвестиции приветствуются, ни одна страна не хочет оказаться в долговой ловушке и не торопится заключать вынужденные военные соглашения или подчиняться стратегическим целям Пекина.
Иран расширяет свое присутствие в регионе. Он стремится к членству в управляемым Москвой Евразийском экономическом союзе, который надеется превратить в антиамериканскую инициативу в Центральной Азии.
В такой сложной стратегической обстановке Казахстан и другие страны Центральной Азии обращаются за американской поддержкой. Многовекторная политика Назарбаева, продолженная его преемником, Президентом Токаевым, подчеркивает важность участия США и ЕС в поддержке региональных инициатив. Вот лишь несколько из них: энергетические коридоры, транспортные маршруты и инфраструктурные проекты. Несмотря на вывод войск из Афганистана, Вашингтон может стать посредником в обеспечении стабильности и развития страны. И тем самым способствовать интеграции страны в более широкие рамки Центральной Азии.