Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
-1.43
EUR
484
-3.48
RUB
4.86
0.00

Казахстан может инициировать договор о Большой Евразии — окончание

315
Фото: Берік Уәли / Facebook

Страны вступают в интеграционные процессы с разными целями и задачами. Некоторые хотят быть одним из центров многополярного мира. Есть те, у которых просто не оказалось выбора. Казахстан пытается объединить различные проекты и создать пространство соразвития.

Об этом говорили участники круглого стола, организованного ОФ «Мир Евразии».

Окончание, читайте также первую часть.

Что нам нужно от Большой Евразии?

Экономист Айдархан Кусаинов подчеркнул, что идея Большой Евразии требует глубокой проработки. Но добавил, что для Казахстана это «региональное предложение для глобального меню».

— В текущей ситуации

необходимо понимание, чего страна хочет добиться от проекта Большая Евразия с точки зрения прикладной политики,

которая преследует четкие интересы и делается не ради очередных встреч высокого уровня, а чтобы обрести конкретные выгоды. Иначе придется получать удовольствие только от самого факта причастности к появлению идеи проекта, возможно, обрести в связи с этим дополнительное международное внимание, — сказал он.

Кусаинов полагает, что сейчас очень трудно «формализовывать идеи и выдавать готовые проекты». Однако возможно. В качестве примера надо обратить внимание на проект «Один пояс – Один путь». Это уже совершенно четкая политика продвижения.

По мнению политолога Аскара Нурши, надо понять, как проект Большой Евразии соотносится с интеграцией в рамках ЕАЭС.

— Здесь нет знака равенства, потому что

ЕАЭС базируется на идее экономической интеграции, это союз стран, готовых сотрудничать

Большая Евразия — это больше про политическое и геополитическое партнерство. Здесь нет строгого географического ареала. Оно может включать и далекие от нас страны. При этом в казахстанской идее Большой Евразии акцент ставится на сквозную интеграцию. Это идея диалога, конвергенции различных интеграционных проектов, чтобы они друг с другом не конфликтовали, — сказал он.

«Поколенческий разрыв» политической элиты

Эксперт считает, что к реальной интеграции многие страны ЕАЭС еще не готовы. Нет четкого понимания, что получится в итоге, поскольку цели зачастую разнятся.

ЕАЭС на пороге выхода из коронакризиса

— Страны Старого света подошли к европейской интеграции на этапе кризиса национальных государств. Наши страны, наоборот, взялись за евразийскую идею в момент подъема национального самосознания.

При этом ценности независимости являются первостепенными,

они лежат в основе государственности многих постсоветских стран, — подчеркнул он.

Далее политолог отметил, что существует некий «поколенческий разрыв». Евразийскую интеграцию поддерживают первое и второе поколение государственных деятелей. Но какую идеологию возьмут на вооружение следующие поколения — пока вопрос.

— Сохраняется и продолжается конкуренция идей внутри Союза. В интеграционные процессы вступают страны с разными целями и задачами. Есть государства, которые хотят быть одним из центров многополярного мира, как Россия. Есть страны, которые просто попали в гравитационное поле более мощных держав, они географически замкнуты с разных сторон, у них нет выбора, куда двигаться. Казахстан же пытается объединить различные проекты, где-то даже несочетаемые, и создать пространство соразвития, — также добавил он.

При этом политолог считает, что

«казахстанский подход к Большой Евразии в плане конвергенции более конструктивен,

поскольку он не предполагает геополитизации, а предлагает найти общий язык с другими интеграционными проектами».

Собственная безопасность важнее экономики

Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, считает, что даже в рамках ЕАЭС есть разные понимания собственных интересов. То же самое может появиться, как только проект Большая Евразия разовьется достаточно, чтобы страны начали более конкретно определять свои интересы.

И может оказаться, что многие из них противоречат друг другу

— В пространстве Большой Евразии существуют вооруженные конфликты, и не уверена, что они скоро разрешатся. В таких условиях интересы обеспечения собственной безопасности, идентичности становятся важнее экономических, — отметила она.

 И задалась вопросом, что от этого проекта может скоро получить Казахстан? Скорее всего, имидж государства,

которое выступает за глобальные новые инициативы, за вхождение в Большую Евразию,

Миротворческие инициативы как имидж Казахстана

обретая статус не третьеразрядной страны, а державы, которая предлагает свои глобальные проекты и участвует в них.

— Время покажет, чем все это закончится. Я согласна с тем, что сегодня надо говорить о совместных научно-исследовательских проектах. Чтобы шло осмысление новой идеи Большой Евразии с просчитыванием прагматических выгод, которые могут получить все акторы, которые будут входить в этот проект, поддерживать его и реализовывать. Поэтому сначала целесообразность и выгоды Большой Евразии надо осмыслить и понять на уровне экспертного сообщества, — резюмировала она.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter