Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

А взамен – ничего. Зачем букмекеры Казахстана массово поддерживают спорт?

935
Фото: yorick.kz

Эффект снежного кома

Мы уже подробно рассказывали о том, какой мощный стимул получил мировой большой спорт благодаря масштабному спонсорству букмекерских ассоциаций. Казахстан не остался в стороне от этих тенденций. Мало кто знает, что на протяжении последних лет ведущие букмекерские компании страны поддержали десятки команд и сотни спортсменов, помогали детским домам и больницам, финансировали трансляции спортивных событий мирового уровня.

Для чего всё это делается? Ответ покажется кому-то пародоксальным, но заинтересованность здесь самая прямая: чем лучше развит массовый и профессиональный спорт в стране, тем активне болельщики и фанаты делают ставки на победу любимых команд, больше приток средств в отрасль и – соответственно – ещё больше спонсорские поступления в спорт.

Экономисты называют это эффектом снежного кома.

Модель взаимодействия букмекерских ассоциаций с ведущими спортивными клубами и федерациями, показавшая потрясающую отдачу на Западе, оказалась выгодна правительствам и спортивным властям по нескольким причинам.

Первая – это действительно растущий с каждым годом, подобно снежному кому, приток дополнительных средств в спортивную сферу. Мировой спорт, и это не будет преувеличением, сегодня переживает расцвет именно благодаря спонсорскому буму: поддержкой команд и федераций занимается всё больше компаний и меценатов-миллиардеров, что дает зримый эффект в виде качественного роста спорта, улучшения его зрелищности и, как следствие, вовлечения в орбиту спортивных турниров и чемпионатов новых миллионов болельщиков. И всё это началось 10–15 лет назад именно с букмекеров: благодаря своей прямой заинтересованности в приросте числа болельщиков и фанатов спорта они запустили это “колесо” массированной спонсорской помощи. И продолжают сохранять здесь лидирующие позиции – не зря на любом чемпионате вы увидите целый шквал рекламы беттинговых компаний: от футболок игроков и тизеров до агрессивной телерекламы и украшения самих стадионов лейблами букмекерских брендов.

Вторая причина заинтересованности государства в том, чтобы букмекеры наращивали свое спонсорство и участие в деятельности клубов и федераций, заключается в чистоте спорта. Выступая спонсорами (часто – генеральными) крупнейших популярных клубов в футболе и баскетболе, ведущих бойцов в боксе, лучших киберспортивных команд и других лидеров спорта, букмекеры фактически свели к минимуму (а на Западе – практически к нулю) такое уродливое явление в спорте, как договорные матчи, встречи или поединки. Коррупционные и теневые отношения в спорте больно бьют по бюджету букмекерских компаний: пресловутый “договорняк” способен если не разорить, то сильно пошатнуть экономические позиции даже крупных беттинговых брендов. Нет нужды говорить, что государство, как и букмекеры, остро заинтересовано в преодолении спортивной коррупции, которая позорит не только клубы и сборные, но и целые страны. Поэтому то, что букмекеры через свои спонсорские контракты нашли эффективный рычаг воздействия на спортивные команды, клубы и федерации, только на руку правительствам. Фактически благодаря букмекерам они получили возможность без особых усилий преодолеть одно из самых проблемных и уродливых явлений в спорте, долгое время наносившее огромный урон репутации государств.

Третья очевидная причина, по которой правительства и законодательные органы в развитых странах сегодня стремятся создать для букмекеров режим наибольшего благоприятствования, – это активное спонсорство беттинговыми компаниями массового спорта. В США, например, ряд букмекерских брендов, таких как 1xBet, недавно зашедший в страну William Hill и другие, оказывают детским и юношеским командам в сфере футбола, баскетбола, бейсбола поддержку на десятки миллиардов долларов. Именно благодаря массированному спонсорству в этой сфере за последние годы в американском футболе и баскетболе появилась целая плеяда молодых звезд.

Возвращаясь к первопричинам такого активного спонсорства, конечно, нельзя не повториться: безусловно, букмекеры делают всё это не только из энтузиазма, ради патриотизма и поддержки национального спорта, но и в первую очередь потому, что расцвет спортивной сферы выгоден для их бизнеса. Как принято говорить на Западе, бизнес есть бизнес – ничего личного. Однако здесь мы наблюдаем, несомненно, действительно очень редкий случай, когда сугубо капиталистический, коммерческий интерес крупнейших беттинговых компаний совпал с интересами государств и, главное – с социальными задачами общества, которые заключаются в развитии спорта и массовой пропаганде здорового образа жизни.

Казахстан: спонсоры здесь, а государство “где-то там”

Сравнивая все эти мировые тенденции с нашими местными реалиями, трудно избавиться от ощущения, что казахстанские спортивные функционеры, как и взаимодействующий с ними законодатель, живут в какой-то своей системе координат. То есть здесь, в Казахстане, происходит абсолютно то же самое, что и в мире. В последние годы крупные букмекерские конторы и их ассоциации в Казахстане точно так же, как и на Западе, массово спонсируют как профессиональный спорт, так и массовый, особенно детский, и социальную сферу, и даже медицину на фоне пандемии. При этом ни спортивные власти, ни законодатель никак с беттинговой отраслью в данном плане не взаимодействуют. Они занимают положение некоего отстраненного наблюдателя. А правила игры, которые диктуют власти букмекерам в последнее время, вообще никак не соотносятся с социальной ролью последних.

Согласно данным, которые (что также нельзя не отметить) букмекерские ассоциации РК предоставляют достаточно неохотно, отмечая, что не хотят афишировать свои социальные проекты, так как не стремятся к саморекламе, объемы спонсорства беттинговых компаний в казахстанском спорте достигают свыше 1,5 миллиарда тенге ежегодно.

Крупнейшие футбольные, хоккейные, баскетбольные, киберспортивные команды и спортивные мероприятия спонсируются букмекерскими конторами страны. Только за 2019 год спонсорская помощь казахстанскому спорту составила почти 1,8 миллиарда тенге.

Это не считая многочисленных социальных проектов, нацеленных, в частности, на строительство в райцентрах специальных детских футбольных площадок, оборудованных по современным европейским стандартам.

Букмекеры спонсируют многочисленные проекты по развитию детского и юношеского спорта, в том числе региональные соревнования, спортивные объекты для районов и сел. Также на постоянной основе спонсируется показ спортивных событий мирового уровня для зрителей Казахстана. И это не только телевидение. Буквально на днях компания 1xBet подарила алматинским болельщикам незабываемую ночь под названием “Euro-2020 Football Fest”: несколько тысяч любителей футбола на гигантском LED-экране могли наблюдать финальный матч Евро-2020 между сборными Англии и Италии. Совершенно бесплатно для них в предгорьях, у подножия комплекса трамплинов “Сункар”, был организован этот показ вместе с мощной развлекательной программой.

В период пандемии букмекерские компании помогли ряду медучреждений в райцентрах, запустив проект “Дыши.kz”: представители Саморегулируемой организации букмекеров РК развозили по больницам, главным образом в сельских районах, медпринадлежности для первичной диагностики и защитные костюмы для врачей, организовывали акции по бесплатной раздаче средств индивидуальной защиты. По сообщениям неправительственных организаций, также на протяжении ряда лет организация постоянно выделяет помощь детским домам, но никак не афиширует этого.

И еще есть очень много проектов, о которых подавляющее большинство казахстанцев наверняка не знает.

Одна из крупнейших беттинговых компаний является генеральным спонсором футбольного клуба “Кайрат”. Футбольный клуб “Астана” также спонсируется букмекерскими ассоциациями. В этом списке и Казахстанская федерация футбола – ее генеральным партнером является одна из ведущих букмекерских контор. В этом списке также Высшая хоккейная лига (ВХЛ) РК, хоккейные команды “Сарыарка” (Караганда) и “Торпедо” (Усть-Каменогорск), карагандинский футбольный клуб “Шахтер”, Лига любителей футбола. Букмекеры на протяжении длительного времени также оказывают спонсорскую помощь спортивному клубу “Наша кампания” (Астана), который в свое время выступал в элитном дивизионе чемпионата страны. Букмекеры сотрудничали с такими футбольными клубами, как “Химик” (Степногорск), “Астана-1964”, “Байтерек” (Астана) и женским клубом “Астана”. Они продолжают поддерживать юное поколение игроков, на постоянной основе спонсируя детскую футбольную школу в столице, в которой обучаются 300 детей. Футболисты школы участвовали в чемпионатах Казахстана по футболу в премьер-лиге, они неоднократные призеры городских чемпионатов.

Букмекерские ассоциации и компании Казахстана постоянно спонсируют трансляции мировых спортивных событий в области спорта на таких телеканалах, как “Казахстан”, “Казспорт”, “Сетанта Казахстан” и “Хабар”. Ряд беттинговых компаний также транслирует на своих сайтах мировые турниры по теннису, хоккею и баскетболу, которые не были охвачены казахстанским телевидением.

Одна из букмекерских компаний на протяжении ряда лет спонсировала соревнования по вольной борьбе и армрестлингу в Западном Казахстане. Другая беттинговая контора оказывала поддержку детской футбольной команде СДЮШОР № 2 Алматы.

Отдельно надо рассказать о социальных проектах, которые финансируют букмекеры Казахстана. Это Фонд развития евразийского искусства, целями которого являются выявление и поддержка талантливой молодежи в сфере музыки. Это фестивали творчества детей с ограниченными возможностями “Жулдызай”. Это Сайрамский, Фёдоровский, Семипалатинский детдома, детдом № 4 Степногорска, детдом “Құлыншақ”, детская деревня семейного типа “Шанырак”. Одна из букмекерских контор является спонсором благотворительного фонда “Ниет”, другая оказывает поддержку Совету ветеранов Казахстана. Список можно продолжать долго.

Ничего не попросить взамен

Представители Саморегулируемой организации букмекеров РК подчеркивают, что целью всей этой деятельности не являются ни самореклама, ни поиск каких-либо особых условий для собственного бизнеса. Там отмечают, что букмекеры в целом не заинтересованы в обнародовании и афишировании всей этой деятельности. Просто их бизнес тесно связан с принципами социальной ответственности, а основной целью спонсорства является развитие спорта и здорового образа жизни.

Однако здесь, тем не менее, есть некоторые вопросы к нашему государству. Возвращаясь к мировой практике, можно заметить, что в развитых странах взаимодействие букмекеров с государством включает 2 модели. Первый вариант – это разумное налогообложение со стороны государства, позволяющее стимулировать развитие бизнеса букмекеров, и взамен – максимальное вовлечение беттинговых компаний в социальные проекты. Второй вариант – жесткое налогообложение со стороны государства взамен на отсутствие масштабного социального участия букмекеров: при таком варианте вся социальная поддержка приходит косвенным путем – через налоги, которые распределяются уже самим государством.

Анализируя казахстанскую практику, экономисты констатируют, что в Казахстане сделан акцент на втором варианте. А именно – в стране практикуется предельно жесткое налогообложение букмекерской отрасли, с тенденцией к ее максимальному ограничению. Для сравнения, например, данные открытых источников свидетельствовали, что, по состоянию на конец 2019 года, налоговая нагрузка на казахстанских букмекеров была приблизительно в 10 раз выше, чем в других государствах ЕАЭС. При всем при том мы видим добрую волю и открытое стремление букмекерской отрасли всё равно заниматься поддержкой социальных проектов и спорта в стране, даже невзирая на максимальную налоговую нагрузку и другие ограничения.

Правилен ли такой подход? И, главное, логично ли выглядит полное отсутствие “встречного движения” со стороны законодателя и госинститутов – если не в плане налогов, то хотя бы в отношении конструктивного взаимодействия с беттинговой отраслью, приносящей бюджету десятки миллиардов налоговых поступлений каждый год?

Странно как-то всё у нас построено. Можно понять стремление государства быть где-то оригинальным и не вписываться в мировые тренды. Но не до такой же степени?

Алексей Иконников

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter