Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.47
EUR
475
+0.97
RUB
4.8
+0.04

Выборы акимов: если победителям не дадут денег, все бесполезно — эксперт

342
Максим Казначеев

Кампания по прямым выборам сельских акимов может превратиться в очередную пиар-акцию, опасается политолог Максим Казначеев. Примерно то же самое было раньше, при непрямых (косвенных) выборах, когда акимам просто не давали денег на реализацию их собственных программ. Выделяли только на спущенные сверху. В итоге ни о какой независимости акимов говорить не приходилось.

Без денег нет самостоятельности

— У нас собираются вводить прямые выборы акимов: с 2021 года – сельских, с 2024 – районных. Если все пойдет хорошо, возможен переход и на более высокий уровень. Как Вы относитесь к такой инициативе?

— В принципе положительно. Как инициатива, развивающая гражданское общество, она уже давно назрела и перезрела. Однако на мой взгляд, надо решить важный вопрос, который возникал еще во время предыдущих избирательных кампаний по косвенным выборам. То есть

акимов-то выбирали, но не решили с бюджетами территорий,

на которых эти акимы находятся. У них просто не было денег.

Как это происходило. Кандидаты выходили на избирательные кампании со своими программами развития территорий. Потом уже выбранный аким являлся на заседание более высокой инстанции, где защищал свою программу. А его там просто ставили перед фактом, что

бюджета для реализации его программы не предусмотрено

В итоге получалось, что аким терял хозяйственную самостоятельность и вновь превращался в рядовой винтик административного регионального управления. Он становился полностью зависим от действий и финансовых потоков, которые ему направляет вышестоящий аким, который в свою очередь никем не избран, а назначен сверху. Таким образом, весь смысл идеи выборности акимов просто пропал.

Казахстанская оппозиция не определилась с участием в выборах из-за своей конфликтности — политолог

Выборный глава оставался без инструментария работы на вверенной территории. Вопрос, как должно осуществляться распределение бюджетных потоков, окончательно еще не отработан. И несмотря на весь позитив, который связан с прямыми выборами,

внутри самой идеи эта недоработка с бюджетированием является миной замедленного действия

— Так ведь наверняка у села есть некий пусть и небольшой, но собственный бюджет, там деньги как-то зарабатывают.

— Пока речь идет о селах и аулах, а абсолютное большинство из них дотационные. Так что население может выбрать кого угодно с какой угодно замечательной программой, но без денег. И без понимания, откуда будет идти финансирование программ развития, об успехе говорить преждевременно.

Чтобы не разрушать вертикаль власти

— Осведомлены ли об этой мине центральные власти? Обсуждают в правительстве или парламенте?

— Конечно, знают. Я уже сказал, что проблема возникла еще несколько лет назад, когда вводили косвенные выборы акимов. И до сих ее не решили конструктивно. Просто выбранных акимов точно так же переключили на работу с вышестоящими областными акимами, которые распределили бюджетные потоки внутри своего региона.

— Почему же так вышло? Намеренно или случайно?

— Если честно, я более чем уверен, что это сделано преднамеренно. Чтобы сохранить управляемость вертикали исполнительной власти на самом низовом уровне. В противном случае выборный аким с независимым бюджетом не будет вообще никак реагировать на вышестоящих. Условно говоря, если у  акима села есть утвержденный на республиканском уровне бюджет, зачем ему обращать внимание на областного акима?

Областной аким становится ему не нужен, потому что он напрямую может работать с министерством финансов

в рамках тех денег, которые предназначены конкретно ему. А таким образом разрушалась вертикаль управления. И чтобы этого не допустить, выборных акимов с огромной долей вероятности будут подчинять областным как раз с помощью бюджетных потоков. Есть большой риск, что вся кампания по прямым выборам акимов превратится в пиар-акцию.

— Насколько вероятно, что ситуация все таки изменится? Все-таки Токаев считается реформатором, пусть пока и не слишком радикальным.

— Это у него такая имиджевая позиция, а по факту он не сторонник разбалансировки вертикали исполнительной власти. Во-вторых, стратегические вещи по развитию страны по Конституции сейчас решает Совет Безопасности.

Денег может на самом деле просто не оказаться

— Зачем тогда было вообще затевать все это?

— Чтобы продемонстрировать реформаторский имидж второго президента. Ну и тем не менее сохранить управляемость власти.

Сейчас начнется тестирование на акимах первичного уровня, и это займет фактический весь избирательный цикл.

Первые выводы сделают в течение уже бюджетного года,

но фундаментальные концептуальные о собственно необходимости выборов акимов наверное под президентскую следующую кампанию — ближе к 2024.

Посмотрят, как сохраняется управляемость исполнительной вертикали власти и для себя будут делать выводы, может ли бюрократическая машина работать в такой ситуации, стоит ли продолжать эксперимент и переходить на уровень акимов районов.

— Но уровень акимов районов уже пообещали и как раз в 2024.

— Да, проансировали, но проработка должна быть опять же бюджетная. Денег могут опять не дать или их может просто не оказаться. Как я говорил, выборные акимы приходят со своими программами развития территорий. Большой вопрос — а как эти программы увязаны с программами развития территорий областных акиматов и республиканского центра? Не получится ли конфликт интересов?

Выборность акимов поможет возродить сёла и побороть теневую экономику — Айдос Сарым

Условно говоря, аким села А хочет, чтобы республиканская трасса проходила у его села. Потому что это инфраструктура, бизнес и рабочие места. Но того же самого хочет и аким соседнего села Б.

— Разве в таких вопросах этих акимов сел кто-нибудь вообще будет спрашивать?

— Вопрос принятия решений на уровне республиканского центра может склоняться в ту или иную сторону определенными коррупционными действиями местных властей.

В общем и целом сама по себе инициатива неплохая, но на этапе реализации как всегда появляются мины.

— Оптимизм уже можно испытывать?

— Пока еще нет. От развития гражданских инициатив больше риска, чем позитива.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter