Антикоррупционное ведомство решило вплотную заняться сельскохозяйственным сектором, о чем недавно заявил новый его глава Марат Ахметжанов. Для начала проверят, куда девались многолетние субсидии и какой дали результат.
— За 5 лет на субсидирование выделено более 1 трлн тенге.
Более половины (54%) уголовных дел, возбужденных по сельскому хозяйству – это хищение субсидий, —
заявил он тогда.
Проверять состояние дел антикор собирается с помощью данных НПП Атамекен и других контролирующих органов.
По мнению политолога Марата Шибутова, это заявление знаменует собой
«новый подход к борьбе с коррупцией – сосредоточиться на одной сфере, пока не снизят там коррупцию до критически низкого уровня»
Он уже предсказал «кучу уголовных дел, начиная с МСХ и заканчивая отделами сельского хозяйства районных акиматов».
Почему наши продукты стали слишком дорогими? — эксперты
Однако другие эксперты такой подход не одобряют. Одно дело, когда просто расставляются приоритеты, и совсем другое, когда на какой-то участок бросают вообще все силы в ущерб остальным. Этот вариант им не нравится категорически.
Экономист и общественный деятель Асет Наурызбаев такой подход вообще назвал «кампанейщиной». А нужна кропотливая и системная работа.
— Вообще, вести борьбу антикор должен не на оперативно-следственном уровне — это дело МВД. Антикоррупционное агентство должно создавать условия, чтобы не было коррупционных моментов, — считает он.
Борьба с коррупцией — это внутриэлитные разборки, — Сатпаев
Как считает Наурызбаев, таковая кампания приведет к приходу новых проверяющих, которые начнут «кошмарить» бизнес. А бизнес в свою очередь как всегда понесет деньги на откуп. И будет считать, что вправе нарушить закон, раз уж заплатил.
В итоге пострадают потребители, поскольку эти накладные непредвиденные расходы окажутся заложены в цены на те же продукты
— Может быть повышение цен на продукты связано именно с коррупционными составляющими? Вообще, идея кого-то точечно брать на карандаш плохая и сама по себе коррупционная. Брать на карандаш нужно всех, все сферы экономики, — заявил он.
Социолог Гульмира Илеуова также скептически отнеслась к идее сосредоточивания сил в ущерб другим направлениям.
— Бросить все силы только на один участок — это наверное не самый эффективный ход. Может быть на самом деле планируют какой-то пилотный проект или что-нибудь в этом роде, тогда еще можно было бы понять. То есть продолжается большая общая борьба, а в ее рамках какой-то пункт усиливается, но не в ущерб остальным, — сказала она.
Зато с «выбором цели» Илеуова согласилась. Она подчеркнула, что
в сельском хозяйстве вращаются огромные суммы, в том числе и бюджетные
Кроме того, у этого сектора есть своя определенная специфика.
— Вообще, население с коррупцией там сталкивается разве что в ветеринарии и агрономии. Но как только речь заходит о распределении субсидий или госпрограммы по развитию того же животноводства,
сразу находятся люди, желающие замкнуть на себя денежные потоки
В результате сейчас на все вложения агропром отвечает нулем, в целом население в сельской местности живет плохо, зато какие-то люди богатеют. И мы понимаем, что это не случайно, — сказала она.
Борьбе с коррупцией помогут соцсети, считает эксперт
Сам Шибутов затруднился оценить новую тактику антикоррупционного ведомства. Сначала должно пройти какое-то время, сказал он, и только потом можно будет оценивать результаты. Но согласился с мнением предыдущих спикеров, что в агропроме сейчас большие деньги, а значит, и очень много возможностей для коррупции.