Сейчас это особенно актуально, поскольку из-за карантина недовольство может расти быстрее, а коррупция влияет на это.
В обществе укоренилось мнение, что по окончании пандемии и всех защитных мероприятий мир изменится, и мы в том числе. Марат Башимов, директор Экспертного института Европейского права и прав человека, с этим постулатом вполне согласен.
— Нам уже в будущем придется жить в новой реальности – это факт. Придется все менять. Жизнь заставляет. И в личной, и в общественной, и в государственной сферах. По прогнозам, коронавирус может длиться и перезаражать еще несколько лет, — написал Башимов на своей странице в Facebook.
Как коронавирус навсегда изменит мир
Эксперт отметил несколько моментов. Во-первых, он считает, что будет меняться поведение. Теперь люди могут подозревать, что любой собеседник окажется носителем вируса, даже не подозревая об этом. А значит, придется быть осторожнее в общении.
Возможно, медицинские маски после окончания пандемии останутся на улицах еще несколько лет
Изменения он предрек и во внутренней политике государства.
— Время показало необходимость жесткой, всеобщей мобилизации всех ресурсов и населения, «ручного» руководства страной президентом страны Касым-Жомартом Токаевым в целях обеспечения национальной безопасности. Он с этим эффективно справляется, — отметил Башимов.
Он заявил, что глава государства высшее должностное лицо и сам должен руководить консультативно-совещательными органами, создаваемых при нем. Такими как Совет безопасности.
— Возникшая мировая ситуация с короновирусом – это и есть национальная безопасность страны.
Башимов считает, что социальные министерства показали себя неплохо. На них свалились огромная нагрузка и ответственность, но критической ситуация пока не стала.
— Однако всплывают скрытые накопившие проблемы. И их надо и дальше решать. Министр образования и науки Асхат Айтмагамбетов в сложной ситуации признал, не боясь, что интернет не готов к мобильности.
А у общества возникли вопросы, как эффективно потрачены огромные бюджетные деньги на информатизацию?
Не поворовали ли там? Стали возникать вопросы по здравоохранению и других сферам, где прошли и проходят госзакупки, — добавил Башимов.
В Казахстане госзакупки являются наиболее подверженной коррупции сферой
Далее он предложил создать несколько государственных банков, чтобы частные «поумерили аппетит». Но на этом не остановился.
— Государство должно создать госаптеки,
не отдавать частникам больницы, поликлиники и все, что связано с передвижением граждан — общественный транспорт и т. д.,
где нужна поддержка государства и все, что народу нужно в первую очередь, — считает Башимов.
Национальные особенности борьбы с коррупцией в Казахстане (Обзор казахской прессы)
Особенно актуальна сегодня тема борьбы с коррупцией, когда «все находятся дома и не отходят от интернета и социальных сетей». При этом Башимов считает, что коррупционные проявления усиливают протестность. Он посоветовал почаще обращать внимание на указываемые в соцсетях факты коррупции.
— В этих условиях усиливается роль специальных мониторинговых групп (СМГ) и самого Агентства по противодействию коррупции, КНБ, МВД и всех госорганов, — отметил он.
Политолог также оказался недоволен соблюдением закона о доступе к информации, особенно сейчас. Возможно, и не по чьей-то злой воле, но этот он серьезно затруднен.
— Коронавирус показал, что возрастает роль принципа «верховенства закона» и необходимость решать все проблемы только в рамках правового поля. Это единственно правильный выход из любой ситуации. Но насколько реализуется нормы актуального на данный момент Закона о доступе к информации, это большой вопрос.
Не на все отвечают органы государственного управления, министерства. Скрывают, прячут
Общество еле вытягивает из них. Тут бы всем госорганам, министерствам посмотреть нормы действующих законов, — подчеркнул он.
Также Башимов привел список сведений, не подлежащих засекречиванию: