Схемы по отъему денег у населения продолжают работать.
Финансовые пирамиды появляются (а потом исчезают вместе с деньгами вкладчиков) с завидной регулярностью. Самое удивительное, что люди не извлекают уроки из горького опыта, в том числе и наши сограждане. После каждого очередного скандала кажется, что уже все поняли и больше на эту удочку не попадутся, но на поверку оказывается наоборот. Мошенникам снова несут немалые деньги, и не всегда только свои.
Социолог Тимур Айсаутов считает, что само это явление ликвидировать не получится. Но можно минимизировать ущерб.
— Тимур, почему люди не учатся? Каждая новая пирамида умудряется «собрать сливки», пусть даже и не всегда мошенники успевают вовремя сбежать. Удивителен сам факт — почему им продолжают нести деньги? И как вообще это исправить?
— Вообще-то, такие пирамиды были всегда и, скорее, будут тоже всегда. Конечно, их число напрямую зависит от финансовой грамотности населения, но совсем они не пропадут. Люди слишком верят и надеются на легкие способы заработка. А мошенники этим пользуются. Поэтому схемы по отъему денег у населения продолжают исправно работать.
10 признаков финансовой пирамиды
Но повторю,
для минимизации ущерба надо повышать финансовую грамотность населения
А это требует специальной длительной работы.
— Но когда просыпается любовь к халяве, поможет ли эта грамотность? Каждый будет думать — «я успею» и все равно нести деньги.
— Да, в человеческом менталитете есть такая черта. Это чем-то схоже с азартными играми. В Казахстане они не так популярны, но в Южной Корее, например, их очень любят. Макао так вообще чуть ли не столица азиатских азартных игр. Так вот, думаю, что
любовь к азарту и желание легких денег — это родственные болезни
Определенная часть населения всегда ищет легких способов обогащения, чтобы самим лежать на диване. И избавиться от этого желания полностью не получится.
— И даже горький опыт не помогает?
— Конечно, нет. Ведь прецедентов было уже много, МММ вообще работал на весь бывший СССР. Но видимо народ это уже подзабыл.
— Это сугубо наш менталитет?
— Конечно, нет, это присуще всем странам. Об азартных играх я уже говорил, а это две стороны одной монеты. Пирамида — тоже всегда риск, но без выигрыша. Денег никто не вернет.
Если люди попадают в эти сети и теряют деньги, не поможет даже государство
Максимум, что оно может сделать — это расследование, поиск мошенников и арест. Но денежные потери компенсировать не получится. Практика показывает, что даже если ловят и осуждают, деньги все отнять не получается.
— А должно ли государство вообще гарантировать какую-либо компенсацию?
— По определению нет. Эти пирамиды я называю «относительно добровольным изъятием денег», которые неграмотные люди сами несут, позарившись на огромные проценты. Были бы грамотными, знали бы, что в нормальной экономике такие проценты не бывают.
Они возможны только в падающей экономике, в условиях гиперинфляции. Но это и доход номинальный, а не реальный
Обещанные цифры может показать разве что наркобизнес или незаконная торговля оружием. Так что если обещают доходность 10% и выше в месяц, это почти всегда оказывается финансовой пирамидой.
— Недавно политолог Марат Шибутов написал, что у нас люди слишком добрые, поэтому организаторов пирамид потом не отлавливают самостоятельно, чтобы вернуть деньги или хотя бы отомстить. Якобы «во многих странах для мошенников и их семей все заканчивается очень плохо». Может поэтому они у нас и процветают?
— Во-первых, с «добротой наших людей» это никак не связано. И вообще, разве можно говорить, что мы добрее или злее? Это ведь линейкой никто не измерял.
Во-вторых, связано это, как я уже сказал, с неграмотностью и доверчивостью. В третьих, процветают не только у нас.
— Неграмотные у нас далеко не все. Есть и такие, которые прекрасно понимают, что происходит. Они могут что-нибудь предпринять? Например, сразу написать заявление в прокуратуру, чтобы те занялись проверкой?
— В нашем обществе сейчас такая модель поведения, и связана она с недостатком гражданской ответственности и активной гражданской позиции. Просвещенная часть населения действительно может увидеть и понять, что это настоящие сети, но максимум что они сделают — напишут об этом в социальной сети. Активные действия, а тем более по инициации каких-то следственных мероприятий, как правило, предпринимают либо сами пострадавшие, либо государство.
Казахстанцы все чаще попадают в сети финансовых пирамид и мошенников
У нас не настолько высокий уровень гражданской активности, чтобы посторонние начинали предпринимать какие-то действия. Мы не достигли такого уровня самоорганизации населения.
— Просто не хотят, или такого права нет?
— Право есть, а культуры нет. Мы долго жили в таких условиях, когда говорили, что инициатива это плохо.
Сейчас большая часть населения боится проявлять инициативу, мы до сих пор живем в старой системе
И государство, кстати, тоже боится таких рьяных, потому что сегодня они беспокоятся об этом, а завтра вдруг начнут проявлять политическую активность.
Это вопрос не желания, а культуры, более широкий феномен. У нас пока еще ее нет. Может станем более активными через 10-20 лет. Но это процесс эволюционный. А пока брать на себя инициативу должно государство, население еще латентное.
— Но и в более развитых в этом смысле странах проблема все равно существует.
— Конечно. Но у них более развиты механизмы государственного мониторинга и контроля, нам бы тоже надо что-то такое. В любом случае ответственность в первую очередь лежит на государстве, поскольку общество именно ему делегировало властные полномочия. Так что обвинять грамотную часть населения, что оно ничего не предпринимает, в данном случае не совсем корректно.