В интервью порталу ia-centr.ru Данияр Ашимбаев отметил, что президент Токаев вынужден работать в условиях жесткого дефицита кадров.
Данияр Ашимбаев подчеркнул, что президент выбрал путь эволюционного, а не революционного обустройства системы. То есть постепенно внедряет какие-либо новшества в уже существующую модель управления. Того же принципа Токаев придерживается и в кадровой политике.
«Токаева не устраивает современная ситуация с эффективностью, транспарентностью, экспертным обеспечением и наконец с результатами государственного управления.
В то же время как реалист он понимает, что кадры может менять сколько угодно, но аппарат постепенно сложился в систему, которая настроена на «саботаж». Из фигур, которые не смогли обеспечить управление за последние 15 лет, надо постараться сложить комбинацию не просто кадровую, но и функциональную, которая бы обеспечивала если не прорыв, то определенный прогресс для Казахстана», — сказал Ашимбаев.
По мнению политолога, осторожный подход к кадровому вопросу во многом связан с дефицитом профессиональных чиновников.
Есть люди, которые не устраивают Токаева лично – их аккуратно убирают с поля. Однако есть и те, кому адекватной замены сразу не нашлось. Например, акимы Жамбылской области Бердибек Сапарбаев и Алматинской области Амандык Баталов. Эти регионы Казахстана сложные, и найти руководителей на такие посты очень непросто.
Конституционный совет с оговорками одобрил скандальный закон о юристах
Поскольку любая информация о схемах, недвижимости или чем-либо другом, касающемся чиновников, появляется в свободном доступе. Эти скандалы где-то учитываются в своеобразных досье и влияют на перспективы подобных персон. Все же пост акима в Казахстане довольно публичный.
Если вернуться к вынужденно незаменимым, как видим, процесс тормозят определенные кадровые факторы. Допустим, все понимают, что замена акима Алматы уже назрела и перезрела. Но кому доверить город?
Насколько я знаю, на эту роль есть два-три очень хороших кандидата, но проблема в том, что они сами находятся на таких позициях, где им тоже будет нужна адекватная замена. А заменить сходу некем. Так,
президент, не имея резерва на большую и качественную многоходовку, вынужден выбирать людей из действующих чиновников,
которые не всегда подходят на выбранное место», — сказал Ашимбаев.
Также политолог объяснил, почему Токаев, став президентом, не сменил главу правительства.
«Аскар Мамин формально был назначен за месяц до смены президента и в течение долгого времени оставался одной из немногих фигур, которые не были переназначены Токаевым. Переназначение произошло только в январе 2021 года, после парламентских выборов.
Власти ждут мигрантов на севере, но те едут в столицу
Мамин взял на себя все экономические и оперативные проблемы, и президента это вполне устраивает. Премьер-министр не боится ответственности и не нуждается в постоянном «присмотре». Спокойно реагирует на критику со стороны главы государства и оперативно направляет работу министров на ее решение.
При этом многие считают, что Аскар Узакпаевич больше человек Назарбаева, чем Токаева. Однако нынешний глава кабмина уже давно перерос уровень «чьего-то» и является самостоятельной фигурой.
Премьер-министр Казахстана хотя и не дипломат по образованию, но смог выстроить очень корректные отношения с обоими президентами. К тому же в отличие от предшественника смог добиться от правительства командной работы».
Прокомментировал Ашимбаев и высказывания некоторых экспертов, что в эпоху Токаева Казахстан пойдет по технократическому пути развития.
— Я думаю, что для реализации технократического подхода нужна определенная концентрация технократов. Причем ответственных, здравомыслящих и в идеале порядочных. В Казахстане же абсолютное большинство чиновничества встроено в существующую систему, суть которой – незаинтересованность в контроле и повышении качества.
Решится ли Казахстан вслед за Россией попрощаться с долларом?
Мы неоднократно говорили, что в стране проблемы с планированием, контролем, адекватной статистикой, экспертным и общественным сопровождением, нестабильностью кадрового состава и институтов.
Какая бы система ни реформировалась, она проходит через все стадии. Неправильно спланировали, плохо исполнили, неправильно организовали аппарат, трижды заменили исполнителей, результат никому неинтересен. В таких условиях любая реформа обречена на медленное умирание. Поэтому здесь вопрос не в кадрах, а в системе. А она состоит как раз из кадров.
Резюмируя, политолог отметил, что в данный момент внутреннюю политику Токаева можно охарактеризовать как концепцию малых шагов
«Это как у Кэрролла: чтобы стоять на месте, надо очень быстро бежать. Даже для того, чтобы удержать позиции, надо прикладывать большие усилия. У нас с этим всегда возникают проблемы.
В общем, для решения системных вопросов больше всего подходит концепция «малых шагов». Удалось – хорошо, не удалось – можно подойти к проблеме с другой стороны. На прорывные проекты уже никого не тянет.
Так что
правление Токаева, судя по всему, будет предельно консервативным
Суть в том, чтобы постараться улучшить то, что есть, не создавая новых проблемных зон.