Общий низкий уровень образования даже среди специалистов в Казахстане имеет простое объяснение — сбои в системе образования.
Как результат, по данным LS, ежегодно не могут найти работу по профессии более 70 тыс. выпускников. Поэтому 40,1% молодых специалистов трудятся не по специальности, а 23% — на низкоквалифицированной работе.
Между тем получить гуманитарное образование стремятся около 2/3 выпускников
А у выпускников технических специальностей быстро снижается актуальность знаний. Если раньше после окончания университета полученные навыки были востребованы в течение 10 лет, сегодня актуальность знаний по многим специальностям теряется уже в течение двух лет. В Казахстане ежегодно повышают свою квалификацию лишь 4-5% трудоустроенных.
По мнению депутата мажилиса парламента РК Ирины Смирновой, сложившаяся ситуация — результат системных ошибок в образовательной программе. А корень проблемы — в среднем образовании, ведь все начинается со школьной скамьи.
— Падает уровень образования. Все эти новые подходы и, самое главное, содержание образования не соответствуют веянию времени.
Мы потеряли академичность и фундаментальность образования. Хотя наше всегда было ценно именно серьезным подходом к естественным наукам и математике
То есть изучение математики, астрономии, физики, химии, биологии давало не только фундаментальные и академические знания, но и позволяло человеку понимать, какие физические законы действуют в мире, в жизни. Все это сегодня из программы «вымыто», — говорит Смирнова.
Вторым барьером для получения качественных знаний, по ее мнению, является Единое национальное тестирование (ЕНТ).
— До недавних пор оно использовалась в качестве школьных выпускных экзаменов, когда ученики в большинстве своем не сдавали химию или биологию, если только не выбирали медицинские специальности. Или не сдавали физику — если только не поступали на специальность, связанную с механикой и движением.
То есть большинство направляли все силы на изучение тех предметов, которые требовались для сдачи ЕНТ и той специальности, которую они выбирали. Но слава богу, сегодня при окончании школы ЕНТ уже не проводится. Тем не менее
ЕНТ продолжает оставаться ключом к получению грантов при поступлении в вузы. А это барьер для получения знаний по предметам, которые не будут представлены на тестировании
Не берется во внимание и балл аттестата. То есть можно иметь тройки, но получить высокие баллы по решающим для определения грантов предметам на ЕНТ. И чаще всего ученик будет заниматься только этими предметами, а другие посчитает не особо важными. Хотя на самом деле в жизни важны предметы естественно-научного направления, — считает депутат.
— Каких учителей нам сегодня не хватает в школах?
— Дистанционное обучение в 2020-2021 годах вытащило на поверхность очень многие проблемы образования, в том числе и недостаточный уровень квалификации некоторых педагогов.
Сегодня очень высокая потребность в учителях точных наук — математики, химии, физики, биологии
Многие преподаватели, имеющие образование по этим специальностям, нередко уходили в организации, где больше платили. В школах образовались вакансии, которые есть и сейчас. Даже сегодня, когда учительская зарплата стала несколько выше, вопрос нехватки кадров в школах не решился.
— Может быть надо еще поднять зарплату учителям?
— К решению этого вопроса надо подходить комплексно. И, может быть, стоит дифференцировать оплату. Надо смотреть на опыт разных стран и вспомнить свой, который у нас был в советское время. Тогда зарплата учителя не была очень высокой, однако педагогов качественно готовили в вузах.
— А как сейчас обстоят дела с подготовкой?
— Стоит отметить, что на педагогическую специальность до недавних пор поступали те, кто набрал по итогам ЕНТ 50 баллов. И трудно поверить, что за четыре года обучения человек с низким уровнем школьных знаний может в совершенстве овладеть физикой или математикой, чтобы качественно преподавать. Все-таки в педагогических вузах должны обучаться очень сильные выпускники. Пусть их будет меньше, зато они будут лучше.
Стоит отметить еще такой момент: в то время как все школы перешли на обновленное содержание, в университетах будущие педагоги осваивали еще старые подходы. А когда приходили работать в школу, не могли понять, как преподавать по обновленной программе. Сейчас, наконец, учителей стали готовить в соответствии с теми требованиями, которые есть.
Кстати, многие сильные учителя сегодня ушли в репетиторство, оставив школу. Потому что там не надо ни перед кем отчитываться, писать планы и обращать внимание на действия министерства образования или бесконечных проверяющих.
Недавно одна знакомая поведала, что у ее ребенка семь репетиторов. Спрашивается, зачем тогда нужна школа? Сегодня репетиторов стало много и на селе
Но эти занятия не гарантируют, что ученик покажет высокий уровень знаний. Вообще,
все реформы в нашей системе образования, не дали улучшения качества образования. Наоборот, привели к снижению
И сколько бы нам ни говорили, что новое содержание скоро покажет себя, мы уже в это не верим. Потому что мы уже сейчас видим результат. И он низкий.
— Значит, проблемы в образовании начинаются с начальной школы, а дальше происходит «эффект снежного кома»?
— Да, в начальной школе сегодня несбалансированная система содержания образования.
Раньше в первом классе по математике было семь основных тем. Это были знания, потом умения, потом навыки, все прорабатывалось. Сейчас же таких тем около двадцати,
и многие не соответствуют — там такие особенности, которые дети в определенном возрасте просто не могут усвоить. Многие из них постепенно вообще теряют надежду на понимание этого предмета. Потом наверстать становится все сложнее и сложнее.
А у учителя нет возможности отработать навыки и умения — он должен идти к следующей теме, хотя и предыдущая еще до конца не пройдена. И сколько бы не говорили министерству образования, что программы должны быть другими, что они не соответствуют возрасту и веянию времени, что дети не успевают освоить, что слишком много ненужных предметов, что слишком большая и бессмысленная перегрузка, ситуация не меняется.
Результат мы видим в понижении качества образования, особенно в точных предметах. Учитывая, к примеру, что наша страна нефтедобывающая, надо знать, как перерабатывается нефть. Чтобы развивалась фармацевтическая промышленность и биотехнологии, необходимы хорошие знания по химии. Но этого же нет! Общий настрой непонятно на что! Да, конечно, в Назарбаев интеллектуальных школах дети показывают более высокие результаты.
Эти школы финансируются в десять раз лучше, нежели обычные, там на уроке работают два педагога, шикарно оборудованы лаборатории, ведется отбор учащихся. Однако знания хоть и высокие, но не самые лучшие
— это показывают международные соревнования. В целом необходимо менять подходы в образовании и прислушиваться к экспертному сообществу, которое видит насущные проблемы и предлагает решения. Но если мы будем дальше делать неправильные шаги и все бессмысленно заливать деньгами, это не только ничего не решит, но и приведет к дальнейшему ухудшению образования.
— Некоторые выпускники не могут найти работу по специальности? Связано ли это с низким качеством знаний?
— Да, это одна из причин. После окончания вузов или колледжей многие молодые люди не могут найти место, потому что неспособны выполнить поставленные задачи. Но есть и другая причина — это перекосы в нашей экономике, когда рабочих мест просто нет. И
минтруда и соцзащиты создает временные рабочие места, расходуя триллионы тенге
Вы знаете, у нас практически нет производства, все уничтожено. Однако государство выделяет средства на организацию временных рабочих мест — например, на прокладку дорог. И знаете, сколько у нас стоит одно рабочее место? Я посчитала — 6,66 млн тенге. Но учитывая, что эти места временные, в конечном итоге люди все равно рано или поздно остаются без работы.