Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Беспощадный ЗОЖ: лимонад по вредности приравняют к алкоголю

894

Производители безалкогольных сахаросодержащих напитков в очередной раз призывают правительство хорошо взвесить все «за» и «против» при реализации недавно принятой Концепции по формированию здорового образа жизни с точки зрения ужесточений в адрес бизнеса.

С 2021 года все прохладительные напитки с содержанием сахара государство намерено обложить 7-процентным акцизом с увеличением его размера до 45% к 2025 году. И все ради здоровья нации. Чтобы не упивались всякими «колами». Такова политика минздрава в борьбе с неинфекционными заболеваниями — онкологией, ожирением, сахарным диабетом.

Сомнительные исследования

365info уже поднимал эту тему с подробными выкладками научных изысканий в области потребления «вредных» и «полезных» продуктов с точки зрения борьбы за ЗОЖ.

Минздрав Казахстана, разрабатывая новую концепцию, сослался на некое исследование Всемирного банка. Производители лимонадов и соков изучили этот документ и назвали однобоким, имеющим единственную цель — введение дискриминационной налоговой схемы. Еще бы,

лимонад по вредности приравняют к алкоголю и табаку. В мировой практике подобные инициативы очень быстро показывали неэффективность для здоровья и убивали бизнес

Руководитель «Ассоциации безалкогольных напитков и соков» Алия Мамытбаева в качестве аргумента против акцизов на безалкогольные напитки приводит более авторитетное с точки зрения здоровья выступление. В 2017 году в Монтевидео в своем докладе директор по профилактике неинфекционных заболеваний ВОЗ, доктор Дуглас Бетчер, отметил, что налогообложение напитков не вошло в число представленных им 16 наиболее эффективных мер по борьбе с неинфекционными заболеваниями.

Алия Мамытбаева

А Всемирный банк, чья работа стала спусковым крючком для «демонизации» лимонадов в Казахстане, в самом начале исследования так и пишет:

«Содержащиеся в настоящей работе выводы, толкования и заключения могут не отражать позицию Совета исполнительных директоров Всемирного банка или правительств представляемых ими стран.

Всемирный банк не гарантирует точности данных, содержащихся в данной работе

То есть все не точно, весьма относительно, с перспективой ущерба экономике от убийства целой отрасли. Но сдаваться борцы за ЗОЖ не намерены.

Хотя в соседней России, по словам президента Союза производителей соков, воды и напитков (СОЮЗНАПИТКИ) Максима Новикова, пищевики пару лет назад отбили у государства свободу от акцизов.

Максим Новиков, фото с сайта retail-life.ru

Российский бизнес победил

— Два года назад такая же дискуссия была в России, — заявил Новиков на конференции, посвященной акцизам на лимонады. — Также приводились различные аргументы о том, что «много», «мало», «слишком сладко» и так далее. Я как руководитель отраслевого союза хочу сказать: мы не понимаем, что такое «много», мы понимаем конкретные цифры.

И хорошо, что в 2020 году в России вышла Национальная стратегия здорового образа жизни, где четко прописано:

любые подобные инициативы должны иметь научное обоснование и выноситься на обсуждение межведомственной рабочей группы с привлечением объединений бизнеса,

в отношении которого планируется вводить подобные меры. В ходе дискуссии четко приняли позицию всей пищевой индустрии, что разделение продуктов на вредные и полезные, много или мало, должно иметь четкие границы.

Вредность и полезность любого продукта определяется объемом его потребления. Практически у любого, даже у питьевой воды, есть верхняя граница потребления, перешагнув которую можно по понятным причинам завершить свой путь на этой земле. Высокое потребление это не про Россию, например. В России один человек в год в среднем выпивает 36 литров безалкоголя, а в Мексике — 380 литров!

Печальные перспективы отрасли

В Казахстане, кстати, по данным ассоциации Алии Мамытбаевой, среднее годовое потребление прохладительных сладких напитков в период с 2012 по 2019 годы составляло 36,7-49,2 литра. По итогам 2018 года это меньше мирового показателя на 41,2%.

Причем в рационе казахстанцев доля сахара, потребляемого через лимонады и кокаколы, составляет 2-3%

А вот больше половины сахара мы съедаем в чистом виде во время чаепитий и различных торжеств. Но почему-то минздрав не предлагает запретить в Казахстане сахар в принципе.

Производители говорят, что введение акциза под личиной «демонизации» того или иного продукта как вредного — самый легкий путь извлечь дополнительные сборы в бюджет. Только вот незадача — 95% всех производителей лимонадов в Казахстане — это мелкий бизнес. Ему и без акцизов тяжело конкурировать с импортерами из той же России.

Поэтому по прогнозам Института экономических исследований при миннацэкономики,

в случае введения налога свыше 30% производство сократится на более чем на 40%

Да и планируемый эффект по оздоровлению нации с помощью акцизов весьма и весьма сомнителен.

Президент общественного фонда «Аман-Саулык» Бахыт Туменова, врач по образованию, утверждает, что неинфекционные болезни, от которых умирают казахстанцы, берутся не из лимонадов.

Бахыт Туменова, фото с сайта businessfm.kz

Здоровье губит комплекс проблем

— Они зависят от образа жизни человека, — говорит эксперт. — На 50-52% здоровье зависит от того, чем человек питается. Это очень важная тема, так как

причиной 84-85% смертей в возрасте до 70 лет становятся неинфекционные заболевания. Тогда как в мире этот показатель не выше 70-75%

Возможно, минздрав занялся неинфекционными заболеваниями из-за пандемии. В течение последнего года от ковида умерли многие, здоровье которых было подорвано хроническими заболеваниями. Это поражения сердечно-сосудистой и легочной систем, сахарный диабет, онкология,  ожирение. Что вызывает эти заболевания? Несбалансированное питание, недостаточная физическая нагрузка, злоупотребление алкоголем, курение, наркомания. Но не лимонады.

Мне непонятна озабоченность минздрава включить в профилактическую работу ужесточительные меры в отношении безалкогольных сахаросодержащих напитков путем введения на них акцизов. И включение в категорию вредных.

Потому что именно медицинские работники как никто другой должны знать обо всех факторах риска возникновения тяжелых болезней

По словам Туменовой, минздрав должен был начать с себя. Организовать грамотную информационную работу с населением по составлению  сбалансированного рациона и правильному выбору между вредными привычками и здоровым образом жизни. Но эту работу провалили.

Поиск внешнего врага

— И виноваты в этом не рядовые врачи. Их загрузили бумажными отчетами, — говорит глава «Аман-Саулык». — На больных регламентировано всего 15 минут приема. За это время невозможно узнать о пациенте и его образе жизни. Отказ многих от вакцинации сейчас показывает недоверие населения к системе здравоохранения.

Почему в качестве мишени в борьбе за ЗОЖ минздрав выбрал именно сахар? Ведь причиной возникновения сахарного диабета чаще становится генетическая предрасположенность. Поэтому первый вопрос, который задают человеку при постановке диагноза «сахарный диабет», — есть ли у вас в роду близкие родственники с таким диагнозом?

Мне кажется, Министерство здравоохранения сегодня просто ищет внешнего врага. И им стали тонизирующие безалкогольные напитки

Однако ссылаться на рост ожирения только из-за потребления сахара как минимум ошибочно. К нему приводит и чрезмерное потребление трансжиров и соли.

По данным Бахыт Туменовой, в Казахстане в среднем человек потребляет 17 граммов соли в сутки. Таковые результаты международных исследований. Норма превышена в 4 раза. А лишний вес появляется в результате злоупотребления мучными изделиями.

Бедность — плохое питание

— Наши традиции длительного чаепития с сахаром, баурсаками, хлебом, маслом, печеньем — это более чем 55% сахара среди всего ассортимента потребляемой еды, — говорит эксперт. — Хочу обратить внимание и на существующую в нашей стране проблему бедности. В пандемию она еще более обострилась. Прожиточный минимум составляет 34 тысячи тенге. Много это или мало? По-моему, цифра говорит сама за себя. И если затронуть тему чрезмерного потребления трансжиров,

попробуйте заставить среднестатистическую многодетную семью с низким достатком при готовке баурсаков каждый раз менять масло

Нет такого и не будет. Отсюда и трансжиры, и вредная еда. На это нужно в первую очередь обратить внимание.

Мы проводили исследование среди разных групп населения. Только фастфудом питается 9% процентов студентов колледжей и 8% — вузов.

Около 10% всех студентов могут позволить себе в день на еду только 500 тенге. На эту сумму сбалансированно поесть невозможно

Так что запреты и введение акцизов никакой роли в формировании у населения здоровых привычек не сыграют. Или придется поднять цены и на муку, которой сейчас больше всего потребляют казахстанцы. В конце концов заиграться с ужесточениями можно так, что у общества это вызовет негатив. Введение акцизов и постепенное их повышение неизбежно приведет к росту цен на сахаросодержащие продукты.

Перевод населения на алкоголь?

Максим Новиков в своем выступлении сослался на опыт России в вопросе с акцизами на безалкоголь.

— Даже если полностью запретить сахаросодержащий безалкоголь, а не только ограничиться акцизами, желаемого минздравом эффекта не будет, — сказал Новиков. — Потому что в России, например, потребление сахара находится на уровне 40 кг в год на человека. При этом

на безалкогольные напитки приходится всего 1,5%. ВОЗ рекомендует потреблять в два раза меньше, чем 40 кг. Даже если убрать из рациона, цель не будет достигнута даже на 3-4%

Он рассказал, что некоторые российские производители, следуя общемировой тенденции ЗОЖ, уже стали производить целые линейки напитков с сахарозаменителями или вовсе без сахара. Но потребитель должен к ним привыкнуть. А сбыт для любого производителя — это жизнь.

— Расчеты, которые провел Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», показывают два интересных вывода, — сообщил Новиков. — Первый — при введении акцизного регулирования на безалкольные напитки экономический эффект для бюджета отрицательный за счет перекрестной эластичности. За счет снижения объемов продаж откатывается потребление для целых отраслей.

Одно рабочее место в индустрии напитков имеет семь связанных рабочих мест у наших поставщиков. Это сырье и упаковка, логистика и торговля

Второй интересный эффект отмечен на основании метанализа данных по странам, в которых вводили подобные меры. При снижении потребления сахаросодержащих напитков и наличии на рынке схожих по цене напитков с содержанием алкоголя население переключается на алкоголь. Таким образом, акциз на безалкогольные напитки может подталкивать население к увеличению потребления алкоголя. Возникает вопрос — в чем тогда смысл бороться за ЗОЖ?

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter