Несколько ассоциаций производителей продуктов питания обратились в правительство с открытым письмом.
Камнем преткновения стала новая концепция по формированию здорового образа жизни, о которой в конце января 2021 года заявило Министерство здравоохранения. На днях этот документ презентовал Национальный центр общественного здравоохранения под руководством известного борца с табакокурением Жамили Баттаковой. В борьбе за здоровый образ жизни казахстанцев
минздрав и его «дочка» решили обложить 20-процентным акцизным налогом сахаросодержащие напитки. А также ограничить их рекламу
Это означает, что лимонад и соки встанут в один ряд с такими демонами, как табак и алкоголь.
По словам руководителя «Ассоциации безалкогольных напитков и соков» Алии Мамытбаевой, содержание сахара само по себе не является показателем вредности продукта.
— Показателем является количество его потребления самим человеком, — говорит Алия. — А также его осведомленность. Любой продукт можно заменить на менее вредный, основываясь на своих предпочтениях, состоянии здоровья и образе жизни. «Очернение» продуктов питания, в которых содержится сахар, соль или добавка, попавшая под очередной «замес», не решает проблему безответственного подхода человека к здоровью. Зато создает множество препятствий бизнесу в сфере пищевой продукции.
И поскольку инициатива минздрава все равно будет согласовываться с миннацэкономики, пищевики в очередной раз обратились к вице-министру Азамату Амрину с просьбой подключить к обсуждению новой концепции более широкие экспертные круги.
Производители считают, что демонизация какого-либо пищевого продукта является крайне негативной тенденцией
Особенно для казахстанских производителей. Они работают в высоконкурентных условиях и несут ответственность своими частными инвестициями.
Пищевики, к слову, признают, что ЗОЖ стал общемировой тенденцией, и сокращение потребления сахара, соли и транс-жиров — мера необходимая. Она вносит естественные коррективы в сторону снижения потребления таких продуктов. Так, к примеру, уже произошло с потреблением соков во всем мире. Кроме того, многие крупные компании добровольно уже поменяли рецептуру своей продукции, сократив содержание этих ингредиентов. Но какой смысл зажимать ограничениями бизнес, если население не умеет умеренно есть и пить? Японцы, например, при высоком потреблении прохладительных напитков не страдают ожирением, как американцы. Потому что много двигаются.
А казахстанцам вообще не свойственно пить много «вредной» газировки, как показывают исследования. Если у госорганов и есть претензии к чрезмерному поеданию населением сахара, то большая его часть съедается в чистом виде или с другими сахаросодержащими продуктами, а не в составе напитков.
— Необходимо провести масштабное национальное исследование пищевых привычек и ежедневного рациона казахстанцев на предмет солей, жиров и сахара, — считает Алия Мамытбаева. — Чтобы прибегать к самым радикальным мерам, какие в планах у минздрава, нужны новые нормы потребления для каждого региона. Такое исследование не проводилось по меньшей мере с 70-х годов. От этих норм и от доступности тех или иных видов продуктов в регионах нужно отталкиваться при разработке рекомендаций по питанию. Это дорогостоящее исследование, которое требует труда и времени узких специалистов.
Конечно, государству гораздо проще не заморачиваться, а собрать так называемые «лучшие практики» из стран, климат, география и уровень экономики которых зачастую не имеют ничего общего с Казахстаном, объявить войну избранной группе «вредных продуктов», ограничить производителей и считать, что «здоровье нации» этим обеспечено.
В международный практике оптимальной считается «сбалансированная диета», содержащая в себе все необходимые для человека компоненты, макро- и микронутриенты, в том числе и сахар с солью, которые необходимы для правильного развития и функционирования организма, а не «диета, построенная на исключении отдельных категорий продуктов. Предложение отнести некоторые продукты к числу «вредных» также противоречит регулированию, которое контролирует безопасность пищевой продукции, изготавливаемой на сертифицированном производстве.
Речь идет о том, что снижение концентрации сахара и соли как консервантов при производстве тех же лимонадов или колбасы отразится на вкусе конечного продукта. А это, не исключено, вызовет отторжение у потребителя. Ведь ни минздрав, ни отдельные общественные деятели, выступающие против напитков, чипсов и колбасы, не призывают казахстанцев пить дома меньше чая с сахаром, конфетами и печеньем или класть в суп меньше соли.
Почему вообще решили приравнять по вредности прохладительные напитки к табаку и алкоголю?
Оказывается, таковы рекомендации Всемирного банка на основании некоего исследования
Но, изучив его, пищевики пришли к выводу, что оно однобоко и нацелено прежде всего на введение дискриминационной налоговой схемы. Хотя изначально в международной практике данная мера вводилось с целью оздоровления населения.
— Это убьет производителей, — говорит Алия. — Мы и без 20-процентного акциза работаем в очень конкурентной среде. Акцизный налог на напитки для Казахстана неэффективен ни в экономическом плане, ни в плане оздоровления. А вот последствия для отрасли будут необратимыми, особенно для казахстанских предприятий малого и среднего бизнеса. Они составляют более 90% в индустрии.
Кстати, ВОЗ признает, что налогообложение сахаросодержащих напитков не является экономически эффективной мерой
В докладе доктора Дугласа Бетчера, директора по профилактике неинфекционных заболеваний ВОЗ, сделанном им в конце 2017 года в Монтевидео, налогообложение напитков не вошло в число представленных им 16 наиболее эффективных мер по борьбе с неинфекционными заболеваниями.
— Какие у вас основания не доверять исследованию Всемирного банка? Все-таки это достаточно авторитетная структура.
— Во-первых, в самом предисловии к исследованию говорится, что «содержащиеся в настоящей работе выводы, толкования и заключения могут не отражать позицию Совета исполнительных директоров Всемирного банка или правительств представляемых ими стран.
Всемирный банк не гарантирует точности данных, содержащихся в данной работе»
Это разве не сомнительно? Рекомендации о введении акциза на нашу отрасль даны недвусмысленные. Тогда как у нас много вопросов к самому исследованию.
Так, в качестве основных аргументов в пользу введения акциза приводится чрезмерное потребление сахаросодержащих напитков в Казахстане. За период с 2012 по 2019 годы этот показатель в стране составлял от 36,7 до 49,2 литров на человека в год. Показатель России примерно такой же, как у нас. Это меньше мирового показателя на 41,2%.
К примеру, американцы в среднем в год выпивают 287 литров безалкогольных сладких напитков. Немцы — 300 литров. Венгры — 207 литров.
— Для Мексики, которая ввела эту меру в целях оздоровления и которая явилась положительным тригером для распространения этой меры в других странах, потребление напитков очень высокое и является устоявшейся привычкой. При этом, не принимается в расчет тот факт, что
в первый год после введения налога потребление сахаросодержащих напитков в этой стране снизилось на 1,9%. Но по прошествии двух лет снова начало расти
Далее, эксперты Всемирного банка утверждают, что сладкие напитки являются единственным продуктом, который привносит сахар в рацион питания человека и не является обязательным к потреблению. Российские же исследования говорят, что 55% сахара люди потребляют в чистом виде. По нашим подсчетам, вклад сахаросодержащих напитков в калорийность рациона казахстанцев незначителен и составляет всего лишь около 2%. В кондитерских изделиях, фруктах и других сладостях сахара в несколько раз больше, чем в напитках.
Например, в 100 граммах меда 87% сахара. В сушеных финиках — 63%, в знаменитых шоколадных батончиках — 60%. Но их почему-то не объявляют «вне закона»
По мнению минздрава, мешают здоровому образу жизни, оказывается, соки и лимонады, где на 100 граммов продукта в среднем 9,6 грамма сахара.
Возникает резонный вопрос, почему минздрав оставил без внимания другие калории, являющиеся реальной причиной ожирения в Казахстане?
Кроме того, в исследовании не учтены такие важные факторы как индивидуальные предпочтения и убеждения, культурные традиции, а также географические и экологические аспекты. В докладе ВОЗ по Казахстану, сделанному на публичном слушании Кодекса о здоровье в 2018 году, основной проблемой названо потребление мясных продуктов с высоким содержанием соли. Так причем здесь напитки? В конце концов,
залогом крепкого здоровья людей является не сокращение или исключение сахара и соли из рациона, а комплекс мер
Таких, как физическая активность, высокое качество профилактических медицинских мероприятий, экология и многое другое, но не запретительные меры.
Международный опыт введения акцизов на сладкие напитки в исследовании Всемирного банка освещен однобоко — исключительно в пользу введения налога. На самом деле, этот опыт неоднозначен, многие последствия еще в должной мере не изучены и не оценены. Опыт некоторых стран говорит о негативном влиянии данной меры.
В 2015 году в более чем 40 странах и отдельных регионах органы государственной власти рассматривали и не поддержали введение акциза на безалкогольные напитки. Например,
последствием введения подобного налога в Мексике в 2014 году стало закрытие более 30 тысяч мелких магазинов
Даже страны с высокоразвитой экономикой очень осторожно подходят к введению таких налогов и немедленно их отменяют в случае наличия очевидных рисков. Так, например,
акциз на так называемые «вредные» продукты, включая безалкогольные напитки, введенный в 2012 году в Дании, был отменен всего год спустя
Причиной стала его экономическая неэффективность. Еще бы, если датские товары стали стремительно замещаться схожими товарами из соседних стран. Правительство Дании очень быстро подсчитало, что с этим налогом бюджет ежегодно будет терять около 40 млн евро из-за недополучения НДС.
— Наконец, в период кризиса мы и так наблюдаем тренд к мобилизационному потреблению только самых необходимых дешевых продуктов.
Сладкие напитки не относятся к продуктам первой необходимости. То есть на них и без акцизного налога ограниченный спрос
Девальвация тенге, высокая зависимость от импорта упаковки и ряда ингредиентов для выпуска безалкогольных напитков, дорогая логистика и рост закупочных цен привели к падению рентабельности продукции
Сектор HORECA (гостинично-ресторанный бизнес. – Ред.) с момента введения первых карантинных мер до сих пор не восстановился. Это значит, что
отели, гостиницы и рестораны и промпереработка значительно сократили свои заявки на продукты питания
Это продолжается не один месяц и будет продолжаться какое-то время. Кроме того, значительно упали доходы населения, которое после повышения цен на напитки вообще перестанет их потреблять.
— То есть потери у бизнеса уже есть, и без акцизного налога?
— Продажи уже упали на 7-10%. Повышение налогов приведет к росту потребительских цен. В условиях умеренно эластичного спроса и сезонного характера продукции это отразится на снижении объема производства, реализации и экспорта продукции, сокращении занятости и инвестиций в основной капитал. В целом, заметно осложнит ситуацию в отрасли.
Поскольку производство безалкогольных напитков в основном локализовано, повышение налогов ослабит конкурентоспособность локальных производителей на внутреннем рынке и их экспортный потенциал. Уже сейчас закрываются отдельные предприятия. А ведь
в нашей индустрии задействовано несколько тысяч человек. При этом одно рабочее место в нашей отрасли дополнительно создает от 7 до 10 рабочих мест в смежных отраслях
В связи с этим число сокращенных рабочих мест может составить десятки тысяч человек.
То есть масштабы необратимых для производства последствий очень велики. И когда нас фактически переводят в режим уничтожения без научно обоснованных причин, проблема перестает быть локальной. Чиновники должны учитывать реальное положение дел. Это вопрос ответственности тех, кто принимает решение сегодня.