Обидно за страну, когда ее позорят некомпетентные чиновники. Еще обиднее, когда они занимаются этим в ущерб своим прямым обязанностям.
В марте Минздрав Казахстана выступил с несвойственной для себя функцией. В то время как в стране, по сути, была провалена кампания с началом массовой вакцинации, функционеры ведомства, оказывается, занимались совсем другой работой.
На днях представители МЗ РК вышли с идеей внести поправки в техрегламент ЕАЭС – добавить требования к нагреваемому табаку в разделе «табачная продукция». Об этом 5 апреля сообщили в Евразийской экономической комиссии.
Стоит заметить, что вопросы разработки технических регламентов на уровне ЕАЭС находятся в ведении Министерства торговли и интеграции, но никак не медицинских властей. То есть в Минздраве РК занялись явно не своим делом, и как бывает в таких случаях, занялись неудачно.
МЗ РК, повторимся, предложил расширить действующие техрегламенты на табачные изделия (то есть на сигареты и прочий сжигаемый табак), тогда как страны-участницы ЕАЭС уже давно вынесли бездымные никотиносодержащие продукты (включая и вейпы, и системы нагревания табака) в отдельную товарную категорию.
В великую пандемию мы могли построить новую ТЭЦ, но… — Наурызбаев
Кстати, еще до того, как в Минздраве РК додумались выходить в ЕЭК с инициативой включить нагреваемый табак в регламент для сигарет, Совет ЕЭК принял решение о внесении изменений в технические регламенты Таможенного союза.
В Плане разработки техрегламентов ЕАЭС добавилась новая позиция под номером 25: «Технический регламент на никотиносодержащую продукцию». Отдельная позиция, подчеркнем, а не новый пункт в разделе «сигареты».
На этом фоне стремление чиновников Минздрава РК смешать с сигаретами системы нагревания табака прочие бездымные гаджеты вызвало недоумение у партнеров по ЕАЭС. Насмешили всех.
Сама по себе идея юридически уравнять сигареты и бездымные системы, включив их в одну товарную категорию, исходит от ряда казахстанских НПО. В том числе от тех, с которыми давно и плотно сотрудничает Министерство здравоохранения РК в рамках ряда программ по пропаганде здорового образа жизни и борьбе с табаком. Среди них ОФ «Темекiсiз», коалиция «За Казахстан, свободный от табачного дыма» и ряд других.
Если почитать СМИ и даже просто включить поисковик в Сети, будь то Гугл или Яндекс, вы увидите множество статей и выступлений представителей данных организаций с тезисом, который звучит примерно так:
«Сигареты, вейпы, айкосы, гло– это одно и то же зло. Их необходимо уравнять».
Данная идея активно муссировалась НПОшниками в период подготовки Кодекса о здоровье. И именно ее чиновники минздрава взяли за основу. В результате чего в Кодексе появилась одна весьма странная позиция. Да, именно: в казахстанском Кодексе о здоровье расширили традиционное понятие «табачных изделий»!
Главные уроки «ковидного» учебного года
Цитируем:
«248) Табачные изделия – продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа и (или) других частей табачного растения в качестве сырья, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания, нюханья или иных способов потребления, в том числе с помощью системы для нагрева табака или любого иного прибора» (выделено нами – ред.).
Для понимания правовой сути вопроса отметим, что и в Рамочной конвенции борьбы с табаком (РКБТ) ВОЗ, и на ее основе – в товарных регламентах ЕАЭС (как известно, все страны ЕАЭС ратифицировали данную конвенцию) в определении табачных изделий нет никаких «бездымок». Они определяются как «изделия, предназначенные для курения, сосания, жевания или нюханья». Точка.
То есть формулировка, которую под давлением лоббистов чиновники минздрава внесли в новый Кодекс о здоровье, не соответствует ни РКБТ ВОЗ, ни техрегламенту ЕАЭС на табачную продукцию. Бездымные системы доставки никотина, как мы уже отмечали, выделены в отдельную товарную категорию. Ни в мире (на уровне ВОЗ), ни на уровне ЕАЭС никто не планирует их смешивать, объединять в одну кучу с сигаретами.
Таким образом, мало того, что в Казахстане приняли противоречащее международным договорам определение в своем национальном законодательстве (Кодексе о здоровье), так теперь эту ошибку чиновники нашего минздрава еще и пытаются продвинуть на остальные пять стран ЕАЭС. С больной головы на здоровую, что называется.
Выходит, со своей инициативой Минздрав РК идет и против международных регламентов. Мировое сообщество давно отделило нагреваемый табак и вейпы от сигарет – например, Международная таможенная организация, как и ЕАЭС, классифицирует их отдельно.
Если же говорить о наших соседях, к примеру, в РФ есть действующий закон, в котором никотиносодержащая продукция выведена в отдельную категорию. И что по инициативе казахстанского минздрава все они завтра возьмут и пересмотрят действующие нормы? Смешают «нагревалки» с сигаретами? Очень сомнительно.
Удивляет в позиции Минздрава РК касательно никотиновых «парилок» и еще один момент. Пока единого техрегламента ЕАЭС на эту продукцию нет, на рынок Казахстана может поступать любой товар такого рода. В том числе и несертифицированные опасные подделки.
В связи с этим недавно Министерство торговли и интеграции предложило, не дожидаясь разработки единого техрегламента ЕАЭС, на которую уйдет еще три-четыре года, создать национальный казахстанский техрегламент на бездымную никотиновую продукцию. Цель – защитить здоровье потребителя.
Но, представьте себе… в Минздраве РК считают такой техрегламент ненужным и излишним!
– Самое странное в этой позиции представителей Минздрава РК – это не только равнодушное отношение к здоровью казахстанцев. Это еще и открытое игнорирование Концепции снижения вреда, принятой ВОЗ. Их настойчивое стремление уравнять «бездымку» с сигаретами противоречит интересам здоровья нации.
Принцип снижения вреда подразумевает, чтобы люди, если уж они совсем не могут отказаться от вредной продукции, использовали продукцию с меньшим вредом для здоровья. Например, напитки с меньшим содержанием сахара. Если же это никотиновые продукты, то лучше те, в которых нет горения, чтобы человек не вдыхал табачный дым.
Думаю, игнорирование принципов снижения вреда – это тупиковый путь. Запреты не способствуют улучшению здоровья нации, а лишь плодят коррупцию,
– отмечает лидер Карагандинского областного филиала «Гражданского альянса Казахстана» Гульнар Курбанбаева.
Председатель правления ОЮЛ «Евразийская медицинская ассоциация», известный врач Надежда Петухова разделяет мнение о важности Концепции снижения вреда, продвигаемой ВОЗ.
«Это прогрессивный международный подход, основанный на стимулировании более здоровых или менее вредных альтернатив в сфере питания, в других сферах, где люди могут наносить вред своему здоровью.
Думаю, что информация о Концепции снижения вреда должна быть общедоступна, она должна быть настольной книгой для людей, занимающих активную жизненную позицию, понимающих ценность здоровья и заботящихся о его сохранении», – считает медик.
Любопытно, а знают ли в Минздраве РК о Концепции снижения вреда ВОЗ?