Руководство «Алматинских электрических станций» заявило о том, что госэкспертиза не приняла проект института «КазНИПИЭнергопром» из-за замечаний.
Первоначально выбранный АО «Самрук-Энерго» проект реконструкции ТЭЦ-2 подразумевал расходы в объеме 98 млрд тенге. Однако в ходе разработки документации предварительная стоимость работ выросла до 131 млрд. Управляющий директор «Алматинских электрических станций» Серик Калиев объяснил удорожание проекта «уточнением по составу оборудования и другим мероприятиям». То есть событие, которого алматинцы ждут много лет, откладывается еще на неопределенный срок.
Экономист Асет Наурызбаев, много раз критиковавший выбранный вариант реконструкции, происходящее называет очевидной коррупцией.
— Какие конкретно уточнения имеет в виду руководство «Алматинских электрических станций»? Что вы думаете по поводу происходящего?
— Я с самого начала говорю, что вся эта затея очень похожа на отмывание денег. Абсолютно новая современная станция стоит 400 млн долларов, а та, которую выбрали авторы проекта, обойдется в 300 млн. Причем не целиком, а только половина, даже меньше. В деньгах это 30-35%, в объемах работ – 40% от новой станции.
Весь проект заточен на участие Барнаульского котельного завода. Потому что при строительстве новой станции сотрудничать пришлось бы с крупными европейскими производителями.
А с европейцами договориться о мутных схемах сложнее. С барнаульцами — легче. Поэтому от этого кривого проекта за версту несет коррупцией
Сейчас его бессмысленность стала совсем очевидной, а деньги за него возьмут с нас.
— И к тому же он непонятно когда будет реализован?
— Да. General Electric гарантирует поставку оборудования за 9 месяцев. С учетом неторопливости наших менеджеров такую станцию можно построить за два года. То есть к 2023 году, если бы выбрали нормальный проект, мы бы получили полностью новую станцию. Нынешний вариант переделки пока обещает станцию к 2025 году. При условии, что все пойдет хорошо. Но это сомнительно.
— Калиев говорит, что в ходе госэкспертизы по проекту возникли замечания. Из-за этого утверждение документа отложено до мая. А что это за замечания и насколько все эти аргументы логичны?
— Калиев может говорить что угодно, а мы обсуждаем факты. Во-первых, проект подорожал. Во-вторых, его не приняли. Это говорит о качестве работы института «КазНИПИЭнергопром».
Работа, которую институт делал почти два года, экспертизой не принята. Это твердая двойка. Такую же оценку можно поставить и заказчику, который растягивает удовольствие за наш счет
Пока они ковыряют в носу, в Алматы из-за плохой экологии люди умирают из-за проблем с дыхательной системой. И почему-то авторы проекта считают, что это не их дело. Я говорю, это их прямая вина, что они затянули перевод ТЭЦ на газ до невозможности. Первый президент еще в 2017 году давал поручение. Уже все должно было быть на газе.
— Разработка документации, которую отложили до мая, гипотетически еще может быть продлена? И окончательная ли цена в 131 млрд тенге?
— Конечно, может. Как и вырасти цена. Потому что у разработчиков не ограничены ни сроки, ни стоимость. Как делают адекватные нацкомпании в мире? Они объявляют тендер под ключ и в нем пишут обязательство исполнителя и по цене, и по срокам. Несоблюдение этих условий чревато попаданием на деньги. Наши же готовы подвигаться и по срокам, и по цене.
— Я думаю, что отказаться от странного проекта и прийти к нормальному решению заставит только общегородской марш «За чистый воздух».
Я предлагал построить красивую современную ТЭЦ и назвать ее именем первого президента. По аналогии с дамбой Гувера в США
Построенная в период Великой депрессии, она стала уникальным сооружением.
В великую пандемию мы могли бы построить на долгие годы современную электростанцию
Но даже этот аргумент на лоббистов кривого проекта не действует. Все делается так, чтобы мимо них не прошли наши с вами деньги. Мы будем десятки лет платить повышенные тарифы за кривую станцию, которая будет периодически ломаться и съедать очередные порции денег.
Тут же вспоминаю последний «подарок» министра энергетики, который единоличным решением повысил тарифы на электричество на 15%. Это повысит расходы потребителей на 150 млрд тенге в год. Все потому, что
такие вещи с некоторых пор в Казахстане решаются путем персональных переговоров в кабинете министра энергетики
Я, например, не хочу оплачивать шикарную жизнь руководителей энергопроизводящих предприятий где-нибудь на побережье США. Нам говорят, что тарифы выросли из-за необходимости модернизации изношенного хозяйства. Тогда ведь деньги на это сидели в тарифах и до их повышения!