Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
499
+3.47
EUR
520
-0.93
RUB
4.85
-0.06

Главные уроки «ковидного» учебного года

1116
Фото: «АиФ»

Прошел год с того момента, как в Казахстане был введен первый локдаун. На дистационный формат обучения были переведены школьники и студенты. И если позже некоторые университеты возобновили учебу в смешанном формате, то в школах «дистанционка», скорее всего, продлится весь год, если не считать возвращение к очному обучению школ с контингентом до 300 учащихся и открытие дежурных классов. Эти решения были приняты после многочисленных жалоб родителей школьников, которым приходится вместо учителей самим обучать собственных детей…

Проблемы с интернетом

Депутат Ирина Смирнова подвела итоги «ковидного» года в образовании.

— Год был тяжелый для всех, и не только в плане взаимодействия и сохранения здоровья, непросто было дать и получить образование.

Всплыли проблемы, связанные с программой, которая сейчас предлагается. Она достаточно сложная и, как оказалось, перегружена ненужными предметами

Выяснилось, что информационное поле для преподавания совершенно не готово.

Ирина Смирнова, фото: total.kz

Низкой оказалась скорость интернета — мы увидели, что

цифровизация идет не так уж и хорошо, как нам до этого неоднократно заявляли

Особенно в сельских регионах, даже просто отъедешь от города и понимаешь, что с интернетом беда. А дети по факту не могут получать образование.

«Дистанционка» не по карману

Мы также увидели, что

у населения не хватает техники для обучения в онлайн-формате. Во многих семьях вообще нет компьютеров, даже устаревшей модели

Бывает, что и сотовый телефон один на всю семью, потому что его приобретение удовольствие не из дешевых. Сложно было обучаться и детям из многодетных семей, в которых зачастую на всю семью всего один компьютер или телефон. Трудно даже представить степень переживания самих детей, которые не могут получить знания. Хотят, а не могут… Поэтому я считаю правильным решение перевести малокомплектные школы (до 300 учеников), среди которых много сельских, на обучение в обычном режиме, но при смешанном формате обучения, когда часть предметов изучается в школе, а часть может даваться для изучения дома, — отмечает Смирнова.

Коррупция тут как тут

По ее наблюдениям, в непростое для многих время не все чиновники, имеющие отношение к системе образования, оказались добросовестными, честными и действительно преданными детству.

— Шесть областных управлений образования сейчас рассматриваются как нарушившие закон в период карантина при приобретении компьютеров для малообеспеченных семей на бюджетные деньги.

Какую высшую степень непорядочности нужно иметь, чтобы украсть деньги у детей?!

Надо полагать, что эти работники управлений образования совершали и другие махинации. И нужно внимательно изучить, кто у нас работает с детьми, руководит учителями и внедряет изменения в образовании. Это люди, готовые приносить пользу родине, или они заботятся только о своей личной выгоде? Пословица «Кому война, а кому мать родна» изрядно отражает эту ситуацию, — негодует депутат.

Выкручивались как могли…

По ее словам, дистанционное обучение показало, что нет никакой готовой платформы для проведения школьных уроков.

— Мы увидели даже какие-то потуги, чтобы организовать обучение посредством почты! Когда

Задания детям разносили через почту, а дети этой же почтой отправляли готовые работы учителю. И это находясь в одном селе! Сейчас во многих школах отправляют задания по WhatsApp,

хотя нам заявляют, что для этого используются отдельные программы.

Наиболее качественное образование сейчас дают частные школы. И они очень быстро сориентировались, какие ресурсы лучше использовать в обучении. Поэтому сегодня один из вопросов — поддержка частного образования. Сейчас при поддержке и подушевом финансировании многие частные школы снизили цены, — рассказывает Смирнова.

Чтобы кто-то не остался за бортом

Сложившаяся ситуация вынудила министерство образования пересмотреть государственную программу развития образования, которая была принята не так давно.

— Министерство сейчас призвало все сообщество к участию в написании национального проекта образования. Сейчас ведомство стремится к тому, чтобы обеспечить проект средствами. Какая в дальнейшем сложится ситуация с коронавирусом, мы предсказать не можем. Поэтому уже сейчас необходимо очень гибко принимать меры, чтобы каждый ребенок имел возможность получать образование.

Я переживаю, что когда возможность учиться все же появится, не каждый ребенок вернется в школу. Некоторые уже начали работать и не получают необходимых знаний

А если школы откроются, некоторые не захотят возвращаться из-за нежелания чувствовать себя отстающими. Поэтому мы должны обратить внимание на тех детей, которые и в прошлой, «доковидной» жизни были в тяжелой жизненной ситуации. Таких школьников было около 20%.

Мы знаем, что

у нас в стране миллион бедных детей. Где они сегодня, получают ли образование, имеют ли компьютеры? Мы должны помочь каждому ребенку

Раньше через фонд всеобуча малообеспеченные дети имели возможность получить бесплатное питание хотя бы один раз в день. Где они питаются сегодня? Я не думаю, что сейчас ситуация в подобных семьях улучшилась. Поэтому эти вопросы надо решать всем вместе, — говорит Ирина Смирнова.

Потеряли социальный контакт

Что касается обучения студентов в онлайн-формате, как отмечает социолог и преподаватель КазНу Айжан Шабденова, некоторые из них меньше были вовлечены в учебу за этот период.

— По своим наблюдениям могу сказать, что есть и много тех, кто по-прежнему старается и показывает хорошие результаты. В отношении школьников, на мой взгляд, чем они взрослее, тем проще им мотивировать себя к учебе.

Айжан Шабденова

Среди минусов дистанционного формата я бы выделила отсутствие социального контакта. Нет той эмоциональной связи, которые обычно возникают между учителем и детьми, а также между самими детьми.

Когда ребенок в классе, он наблюдает, как учатся другие, где-то подтягивается, у него появляется мотивация стать лучше

Конечно, это проявляется не у всех детей, но в целом в школе они изучают не только предметы, но и познают жизнь. Но мы на год лишили детей социализации и социального взаимодействия, вырвав определенную ступень из их жизни, — заключает Шабденова.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter