Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
444
-0.47
EUR
475
+0.97
RUB
4.8
+0.04

Развитие креативной экономики в Казахстане — требование времени

403
Фото: ca-portal.ru

По мнению президента, есть все основания для того, чтобы Алматы стал лидером этой отрасли. По его мнению, аргументами в этом отношении являются потенциал Парка инновационных технологий, присутствие в городе ведущих вузов страны и наиболее высокая в Казахстане концентрация венчурного капитала.

Три кита креативной экономики

Стоит добавить, что Алматы в этом отношении действительно имеет наибольшие шансы. Поскольку,

  • во-первых, креативный сектор имеет тенденцию сосредоточиваться в крупных агломерациях. Города превращаются в благоприятную среду, где устанавливаются новые связи, налаживаются сети контактов и образуется их принципиально новое смешение
  • во-вторых, имеет значение и то, что город отвечает условиям, которые исследователи выделяют как необходимые для развития креативной экономики. Речь идет об обеспеченных и образованных потребителях, наличии необходимых трудовых ресурсов, то есть личностях, способных генерировать новые идеи в развитом экономическом и технологическом пространстве, открытом для новых оригинальных решений и обладающим развитой институциональной базой.

Проблема Балхаша: нужен ли Казахстану второй Арал?

Недаром в контексте развития креативной экономики была разработана теория «трех Т» — талант, технологии и толерантность. Вкупе они определяют привлекательность городов с точки зрения творческих профессионалов.

Безусловно, с этой точки зрения Алматы является городом, имеющим наибольший потенциал для развития креативной экономики. Здесь успешно функционируют крупные креативные пространства, такие как SmArt.Point и SIGS Space, ArtFuture, мультидисциплинарная площадка «Трансформа». На сегодняшний день в мегаполисе сосредоточено 45% креативного сектора страны.

Необходимы стимулы

При этом значение креативной экономики, которая основана на синтезе новых технологий и новых оригинальных идей, с каждым годом растет. Речь идет о вкладе креативных индустрий в ВВП (в среднем по миру — 6.6%, в развитых странах – 8-12%). Кроме этого, сектор обеспечивает создание новых рабочих мест и стимулирует развитие других отраслей экономики.

Потому развитые страны оказывают содействие в развитии творческого потенциала людей и в целом креативных отраслей и придают большое значение защите прав интеллектуальной собственности.

Юристы против нового закона: «за новшества заплатит народ»

Так, по данным ЮНЕСКО, за 2018 год объем выручки глобальных креативных индустрий, в которых занято около 30 млн человек, составил 2,3 трлн долларов и в ближайшие годы достигнет отметки 10% мирового ВВП.

Согласно глобальному индексу креативности, в числе лидеров Австралия, США, Новая Зеландия, Канада, Дания и Финляндия. В этом же индексе Martin Prosperity были представлены четыре из пяти стран Центрально-Азиатского региона. Выше всех (84 место) расположился Казахстан. Узбекистан занял 100-ю строчку, Кыргызстан на 111-м месте, Таджикистан на 114-м.

Фундамент и проблемы

Стоит отметить, что согласно оценкам многих экспертов, в Казахстане достаточно высок потенциал развития креативной экономики. Как отметил президент:

«Казахстан богат талантами, молодыми исполнителями, творческими личностями, которые получают мировое признание».

Так, согласно данным исследования креативной индустрии в Казахстане, проведенном в 2018 году Британским советом совместно с университетом Нархоз, в стране насчитывается 17,7 тыс. предприятий (3,9% от общего числа зарегистрированных в стране юрлиц), которые можно отнести к креативной индустрии.

Льготные кредиты в Узбекистане топят тех, кому нужно было помочь — обзор СМИ

Самыми распространенными направлениями в креативном бизнесе по итогам 2018 оказались рекламная деятельность, архитектура, разработка программного обеспечения (более 90% зарегистрированных юридических лиц в секторе).

Вместе с тем полноценному развитию креативной экономики препятствует ряд проблем, на необходимость решения которых обратил Касым-Жомарт Токаев.

Речь идет о разработке полноценного и современного нормативно-правового регулирования по этому направлению. В первую очередь в этом ключе необходимым является обеспечение защиты авторских прав.

Стоит обратить внимание и на другие факторы, которые будут способствовать развитию креативного сектора страны. В их числе в первую очередь свободная конкуренция и наличие некоррумпированной среды, а также развитие инфраструктуры, которая помогла бы представителям сферы кооперироваться, объединяться для продвижения своих идей, в том числе с представителями бизнеса.

Могут ли вакцинированные распространять вирус? Ученые молчат – обзор иноСМИ

Таким образом, на сегодняшний день в Казахстане существует четкое понимание, насколько важно развитие креативной экономики. Предпринимаются попытки оказать влияние, способствовать развитию этой сферы в стране, в том числе путем грантового финансирования. В целом подобный подход не нов, в развитых странах финансирование креативных индустрий является высоким как со стороны государства, так и со стороны предпринимателей, бизнеса.

Тем не менее, как уже было отмечено выше, одних финансовых вложений недостаточно. Как и во всех сферах развития страны, необходим контроль за прозрачным распределением средств, открытом проведении соответствующих конкурсов, что приведет к свободной конкуренции и поддержке истинных талантов нашей страны.

Автор: Айман Жусупова, эксперт ИМЭП при фонде Нурсултана Назарбаева

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter