Выступая на недавнем совещании по развитию Алматы, президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что для дальнейшего развития мегаполиса необходимы новые ниши и точки роста, одной из которых является креативная экономика.
По мнению президента, есть все основания для того, чтобы Алматы стал лидером этой отрасли. По его мнению, аргументами в этом отношении являются потенциал Парка инновационных технологий, присутствие в городе ведущих вузов страны и наиболее высокая в Казахстане концентрация венчурного капитала.
Стоит добавить, что Алматы в этом отношении действительно имеет наибольшие шансы. Поскольку,
Проблема Балхаша: нужен ли Казахстану второй Арал?
Недаром в контексте развития креативной экономики была разработана теория «трех Т» — талант, технологии и толерантность. Вкупе они определяют привлекательность городов с точки зрения творческих профессионалов.
Безусловно, с этой точки зрения Алматы является городом, имеющим наибольший потенциал для развития креативной экономики. Здесь успешно функционируют крупные креативные пространства, такие как SmArt.Point и SIGS Space, ArtFuture, мультидисциплинарная площадка «Трансформа». На сегодняшний день в мегаполисе сосредоточено 45% креативного сектора страны.
При этом значение креативной экономики, которая основана на синтезе новых технологий и новых оригинальных идей, с каждым годом растет. Речь идет о вкладе креативных индустрий в ВВП (в среднем по миру — 6.6%, в развитых странах – 8-12%). Кроме этого, сектор обеспечивает создание новых рабочих мест и стимулирует развитие других отраслей экономики.
Потому развитые страны оказывают содействие в развитии творческого потенциала людей и в целом креативных отраслей и придают большое значение защите прав интеллектуальной собственности.
Юристы против нового закона: «за новшества заплатит народ»
Так, по данным ЮНЕСКО, за 2018 год объем выручки глобальных креативных индустрий, в которых занято около 30 млн человек, составил 2,3 трлн долларов и в ближайшие годы достигнет отметки 10% мирового ВВП.
Согласно глобальному индексу креативности, в числе лидеров Австралия, США, Новая Зеландия, Канада, Дания и Финляндия. В этом же индексе Martin Prosperity были представлены четыре из пяти стран Центрально-Азиатского региона. Выше всех (84 место) расположился Казахстан. Узбекистан занял 100-ю строчку, Кыргызстан на 111-м месте, Таджикистан на 114-м.
Стоит отметить, что согласно оценкам многих экспертов, в Казахстане достаточно высок потенциал развития креативной экономики. Как отметил президент:
«Казахстан богат талантами, молодыми исполнителями, творческими личностями, которые получают мировое признание».
Так, согласно данным исследования креативной индустрии в Казахстане, проведенном в 2018 году Британским советом совместно с университетом Нархоз, в стране насчитывается 17,7 тыс. предприятий (3,9% от общего числа зарегистрированных в стране юрлиц), которые можно отнести к креативной индустрии.
Льготные кредиты в Узбекистане топят тех, кому нужно было помочь — обзор СМИ
Самыми распространенными направлениями в креативном бизнесе по итогам 2018 оказались рекламная деятельность, архитектура, разработка программного обеспечения (более 90% зарегистрированных юридических лиц в секторе).
Вместе с тем полноценному развитию креативной экономики препятствует ряд проблем, на необходимость решения которых обратил Касым-Жомарт Токаев.
Речь идет о разработке полноценного и современного нормативно-правового регулирования по этому направлению. В первую очередь в этом ключе необходимым является обеспечение защиты авторских прав.
Стоит обратить внимание и на другие факторы, которые будут способствовать развитию креативного сектора страны. В их числе в первую очередь свободная конкуренция и наличие некоррумпированной среды, а также развитие инфраструктуры, которая помогла бы представителям сферы кооперироваться, объединяться для продвижения своих идей, в том числе с представителями бизнеса.
Могут ли вакцинированные распространять вирус? Ученые молчат – обзор иноСМИ
Таким образом, на сегодняшний день в Казахстане существует четкое понимание, насколько важно развитие креативной экономики. Предпринимаются попытки оказать влияние, способствовать развитию этой сферы в стране, в том числе путем грантового финансирования. В целом подобный подход не нов, в развитых странах финансирование креативных индустрий является высоким как со стороны государства, так и со стороны предпринимателей, бизнеса.
Тем не менее, как уже было отмечено выше, одних финансовых вложений недостаточно. Как и во всех сферах развития страны, необходим контроль за прозрачным распределением средств, открытом проведении соответствующих конкурсов, что приведет к свободной конкуренции и поддержке истинных талантов нашей страны.
Автор: Айман Жусупова, эксперт ИМЭП при фонде Нурсултана Назарбаева