Причем нередко сограждане едут не туда, где в них действительно нуждаются.
Больше всего в рабочих руках нуждаются северные области, но как раз туда мигранты едут неохотно, предпочитая запад страны, Нур-Султан и Алматы.
Специальные программы по насыщению трудодефицитных регионов есть, но наши граждане в них участвуют редко. Эксперты считают, что экономических стимулов для такого переезда явно недостаточно. И называют еще ряд проблем.
Об этом пишут исследователи Асем Кусманова и Серик Сейдуманов в работе «Особенности процессов внутренней миграции и формирование новых центров притяжения внутренних мигрантов в Казахстане».
Полную версию работы можно прочитать на сайте КИСИ.
Окончание. Читайте также первую часть.
В июне 2013 года правительство приняло «Дорожную карту занятости – 2020», среди задач которой значились снижение безработицы и рост трудовой активности. За период ее работы из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом переехали около 5 тыс. семей.
Миграционные процессы в Казахстане: на что нужно обратить особое внимание?
— В числе переехавших на новое место жительства более 8,4 тыс. граждан трудоспособного возраста. Из них трудоустроены 6,5 тыс., или 77,3% от общего числа. Все переселенные семьи получили бесплатное жилье за счет государства. Около 30% семей проживают в индивидуальных жилых домах, 70% получили квартиры или комнаты в общежитиях.
В общей сложности построено 1 223 индивидуальных жилых дома, 108 многоквартирных и 12 общежитий, –
цитируют авторы сообщения минздрава и социального развития. На тот момент именно это ведомство курировало программу.
Уезжать в Россию смысла нет — социолог о миграционных настроениях
Больше всего переехавших из Карагандинской области – 4 428. Далее следуют Павлодарская и ВКО (3 145 и 2 529 человек соответственно).
Также с 2014 года на основе «Дорожной карты занятости — 2020» реализуется социальная программа «Серпін-2050». Она ориентирована на обучение молодежи из трудоизбыточных регионов (Алматинская, Южно-Казахстанская, Жамбылская, Кызылординская и Мангистауская области) в трудодефицитных регионах (Костанайская, Павлодарская, СКО и ВКО).
Первый выпуск программы в вузах состоялся в 2018 году по педагогическим специальностям.
Семь вузов выпустили 931 бакалавров, но трудоустроились около половины из них
В регионе обучения остались 23,3%.
По программе «Дорожная карта занятости — 2020» люди переселялись до конца 2016 года. С 2017 ее сменила Программа развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 гг.
— За этот период (2017-2019 гг.) по программе «Еңбек» в трудодефицитные регионы мигрировали 13 525 человек.
Ахиллесова пята всех перечисленных госпрограмм и проектов по переселению граждан –отсутствие их научно-исследовательского сопровождения
В частности, нет данных социсследований об адаптации переселенцев в принимающих регионах. По крайней мере результаты таких исследований отсутствуют в открытом доступе, — пишут исследователи.
Еще одна проблема — в программах нередко отказывается участвовать само население. Например, потому что там явно не хватает экономических стимулов.
— Проблема скорее в том, что
политика в этом направлении построена на чисто механистическом понимании
того, как надо решать вопрос перенаселения юга и недонаселения севера. Выделена квота, позволяющая покрыть расходы граждан на переезд и съем жилья. В качестве экономического стимула этого очевидно недостаточно, — цитируют авторы социолога Серика Бейсембаева.
Его коллега Серик Джаксылыков также считает, что «северные территории не привлекают мигрантов с юга». Не помогают и все усилия государства. Эксперты не исключают, что
«здесь имеют место вопросы идентичности – культурной, языковой»
Об этом говорят и результаты социологических исследований. Подобное в 2017 году группа экспертов провела в четырех южных областях Казахстана. В составлении социального портрета самозанятых участвовали около трех тысяч респондентов.
— В мероприятиях по содействию в переезде и трудоустройству на новом месте жительства принимали участие лишь 5% опрошенных (среднее значение по четырем регионам), — обрисовали результаты авторы.
Также социологи определили ряд особенностей.
Внутренняя миграция характеризуется интенсивным переселением из сельской местности в города и
из экономически и экологически неблагополучных регионов в регионы с более благоприятной экономической ситуацией
Центрами притяжения потенциальных внутренних мигрантов остаются Алматы и Нур-Султан.
Также во внутримиграционных потоках в данный момент формируются искусственные центры притяжения. Это трудодефицитные регионы, переселение в которые стимулирует государство. В частности, в рамках государственной программы продуктивной занятости и массового предпринимательства «Енбек» и проекта «Серпін 2050».
Основными причинами миграции остаются социально-экономические факторы — отсутствие работы, отдаленность от городов, отсутствие соответствующей инфраструктуры и др.
Эксперты связывают внутреннюю миграцию с упадком сельского хозяйства и сельских регионов.
Также, согласно опросам, люди мигрируют для получения образования и воссоединения с семьей.
Несмотря на большую актуальность внутренней миграции и широкий размах программ,
отсутствуют научные исследования по вопросам адаптации и приживаемости переселенцев в принимающих регионах
— Исключение составляют лишь новостные сводки с данными статистики и несколькими отдельными кейсами успешного и неуспешного опыта переселенцев, — отметили авторы.