Почти в каждой семье хранятся предметы обихода, которые могут рассказать потрясающие истории.
Известный казахстанский фотограф из Усть-Каменогорска Алексей Мазницын поделился одной такой историей.
Мельхиоровый подстаканник сегодня скорее раритет, редкая вещь из недалекого прошлого. Именно мельхиор вместе с бронзой и камнем был частым носителем идеологической нагрузки. Из его сплава сделано много посуды со штампованными изображениями на разные темы: памятные события и даты в истории СССР, архитектурные памятники, города-герои, советские символы. В то время мельхиор часто вручали как награду в трудовых и спортивных достижениях.
На фронтальной части подстаканника на фоне Кремлевской башни изображена молодая женщина в развевающемся от встречного ветра платье. Она делает шаг босыми ногами и взмахом руки провожает улетающий к звездам спутник.
В народе эти подстаканники называли «Идущая к звездам», «Женщина со спутником» и «Терешкова». Почти все названия были, по сути, верными. Выпуск той партии был посвящен успехам СССР в области освоения космоса.
https://365info.kz/2020/11/kyzylorda-lyubov-so-vtorogo-vzglyada-zapiski-puteshestvennika
Но произошло это задолго до полета первой женщины-космонавта Валентины Терешковой. Сама скульптура, ставшая центральным объектом изображения, создавалась в 1957 году, задолго до первого полета в космос Юрия Гагарина.
История напомнила о ярких датах календаря. В первый весенний месяц мы всегда с особым теплом говорим о женщинах. А в следующем месяце, 12 апреля, весь мир отмечает День космонавтики. В этом году юбилей: 60 лет первому полету человека в космос. Так, 12 апреля 1961 года первой космической гаванью человечества стал космодром Байконур, построенный на территории Казахстана.
Скульптура с авторским названием «К звездам» также имеет непосредственное отношение к Казахстану. В 1962 году известный советский монументалист Евгений Вучетич установил ее в Усть-Каменогорске как символ уважения к труду казахстанских металлургов. И в благодарность за то, что выплавляемые здесь цветные металлы широко используются в авиации и космонавтике.
Скульптура отлита из чугуна, но это сути не меняет. Установили ее перед только что отстроенным Центральным домом культуры (ЦДК), ведомственном культурном центре Ульбинского металлургического завода. К слову, с момента открытия и по сей день ЦДК является популярным местом досуга горожан.
Отметим, что у ЦДК установлено еще одно творение Евгения Вучетича: всемирно известная скульптурная композиция «Перекуём мечи на орала». Символ отказа от военных конфликтов и призыва к мирному созидательному труду был создан в 1957 году и установлен перед зданием ООН в Нью-Йорке. А ее точная копия — в Восточном Казахстане.
Усть-каменогорцам эта история хорошо знакома. Они гордятся тем, что их город обладает творениями знаменитого советского скульптора. Но если «Перекуём…» является копией, то скульптура «К звездам» — оригинал, который создавался специально для Усть-Каменогорска. Соразмерных копий этой скульптуры в мире больше нигде нет.
Место установки скульптур – здание ЦДК — Вучетичу было известно заранее. Архитектор дома культуры Леонид Маковеев, участник Великой Отечественной войны, почетный гражданин Усть-Каменогорска, работник института «Ленингипрогор» и главный архитектор генплана города, определил расположение обеих скульптур, гармонично вписав их в общую композицию.
Евгений Вучетич начал работать над скульптурой «К звездам» в ноябре 1957 года, сразу после запуска Советским Союзом второго спутника Земли, в котором на орбиту отправилась собака Лайка.
Примерно через месяц после эпохального запуска спутника студийный макет «К звездам» был готов. Тогда же к Вучетичу заглянул известный советский художник-график и создатель почтовых марок Василий Завьялов. В то время он искал натуру для новой марки, посвященной запуску второго советского спутника. И нашел.
https://365info.kz/2020/10/zharkent-o-chem-molchat-poyushhie-barhany-istoriya-drevnego-goroda
В декабре 1957 года, за пять лет до готовности самого монумента и установки его возле ЦДК, вышла серия марок «Второй советский спутник земли. 3.11.1957» с изображением девушки со скульптуры. А еще через год образ будущей усть-каменогорской дивы начали штамповать на подстаканниках.
Спустя семьдесят с лишним лет гений скульптора-монументалиста Евгения Вучетича выглядит весомее. Современники часто критиковали его за стремление к созданию скульптурных произведений огромного размера. Достаточно вспомнить самые большие и известные скульптуры «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Родина-мать» в Киеве, «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке.
Но Вучетич чаще всего оставлял возгласы злопыхателей без внимания. А когда допекали нападками на эмоциональное наполнение творчества, отвечал словами героя кинофильма Сергея Эйзенштейна — великого князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». И продолжал творить: ёмко, достоверно и так широко, как хотел и умел.
Вучетич осознавал две взаимоисключающие вещи. То, что его творчество должно транслировать не только коммунистические, но и общечеловеческие ценности. И что ему не позволят делать это слишком явно. Он делал это так тонко, что даже въедливые и дотошные советские критики не всегда могли распознать скрытую глубину замысла автора.
В позиции ребенка на руках воина-освободителя наиболее прозорливые видели аллюзию на Божью матерь с младенцем. Но их оппонентам было довольно легко одержать победу в дискуссиях, поскольку главная фигура композиции мужская. Да и скульптуру привыкли воспринимать в полный рост, а то и вместе с постаментом, что почти разрывало зрительную связь с одним из наиболее почитаемых иконописных сюжетов.
Но скульптор Вучетич и архитектор Яков Борисович Белопольский оказались куда более рисковыми единомышленниками. Памятник в Трептов-парке они возводили в центре большого воинского захоронения, где покоятся останки более семи тысяч советских солдат.
Одни погибли в ходе Берлинской наступательной операции в апреле-мае 1945 года, другие умерли от ран в полевых госпиталях. Поэтому вместе с постаментом памятник возвышается над кладбищем наподобие храма или часовни. Внутри постамента находится круглый памятный зал. Его стены, подобно храмовым фрескам, украшает цветное мозаичное панно, выполненное художником А. Горпенко. На панно изображены представители разных народов, возлагающие венки на могилу советских воинов. Подобно иконным ликам, их лица торжественны и скорбны.
Венчает зал купольный свод с огромной, двух с половиной метровой звездой из рубинов и хрусталя, воспроизводящей орден «Победы».
В центре зала расположен кубический постамент из полированного камня, который увенчан золотым ларцом с пергаментной книгой в красном сафьяновом переплёте. При желании в нём можно распознать Евангелие.
Творческий гений Вучетича и Белопольского превратил памятник и постамент в Трептов-парке в застывшую, отлитую в металле и высеченную в камне молитву о душах погибших воинов.
Советским людям, многие из которых никогда не посещали церковь, мысль о сходстве постамента и самого зала с храмом не могла приходить в голову. Но многие отмечали совершенно особую атмосферу внутри, чувство трепета и смирения. Немцам же и другим жителям освобожденной от фашизма Европы этот сигнал был вполне понятен. Поэтому многие зажигали внутри зала свечи.
Другой изящной и грандиозной победой Вучетича можно назвать скульптуру «Перекуём мечи на орала». С церковнославянского слово «орало» переводится как «плуг». Здесь скульптор в самом названии произведения процитировал ветхозаветное:
«И будет он судить народы… И перекуют мечи свои на орала и копья свои — на серпы: не поднимет народ на народ меча, и не будет более учиться воевать».
В христианском толковании это предсказание второго пришествия Иисуса Христа и вечный мир, который должен наступить после.
Как советскому скульптору Вучетичу удалось назвать монумент, который отправили в Америку во времена холодной войны, цитатой из Библии — загадка.
Фото: Алексей Мазницын