Нур-Султан
Сейчас
1
Завтра
15
USD
431
-2.56
EUR
516
-0.24
RUB
5.69
+0.07

Как поднять качество отечественного высшего образования?

1221

В наших реалиях трудно ожидать улучшения качества высшего образования, поскольку сама система это сделать не позволяет. В частности, роль профессорско-преподавательского состава сведена до уровня безмолвных исполнителей решений, принимают которые менеджеры. А оплата труда никак не соответствует учебной нагрузке. Хотя в национальных университетах картина получше.

Об этом говорится в депутатском запросе группы сенаторов на имя заместителей премьер-министра Ералы Тугжанова и Романа Скляра.

«Формула успеха» у нас не работает

Депутаты обратили внимание на качество подготовки высококвалифицированных специалистов.

ВУЗы Казахстана: соответствует ли плата за учебу качеству знаний?

— Главным фактором успешности лучших в мире вузов является личность самого педагога. Он своего рода двигатель прогресса всей университетской системы. Чтобы плодотворно заниматься учебным процессом, преподаватели этих университетов хорошо знают актуальные потребности бизнеса и занимаются наукой.

Результаты их научных исследований сразу же трансформируются в новые образовательные программы,

благодаря чему студенты постоянно получают самые современные знания, — говорится в запросе.

Формула успеха ведущих университетов в ключевой роли профессорско-преподавательского состава (ППС). Преподаватель-ученый непосредственно определяет всю политику образовательной и научной деятельности, участвует в выборах руководителей и распределении бюджета.

«Братская могила преподавателей» — как выглядит система высшего образования изнутри

— Показательно, что у них ученый совет не только может выдвигать кандидатуру ректора, но и сам предлагает, какой руководитель нужен их вузу, то есть определяет квалификационные требования к нему, — пишут депутаты.

В нашей университетской системе все не так.

Средняя заработная плата рядового преподавателя государственного вуза в Казахстане около 120 тыс. тенге

Это меньше, чем у некоторых учителей в школе. В то же время учебная нагрузка большинства ППС около 700 академических часов. Это не считая времени на подготовку к занятиям, а еще он должен заниматься наукой и воспитательной работой.

— Можно привести много таких примеров, свидетельствующих о принципиальных отличиях ведущих университетских систем от нашей. В условиях наших реалий трудно ожидать кардинального улучшения качества высшего образования в стране, — считают депутаты.

Преподаватель стал безмолвным исполнителем

Преподавательскую работу в наших вузах сенаторы сравнили с конвейерным производством.

— Преподаватель превращен в безмолвного исполнителя, обложенного разного рода инструкциями, отчетами, рейтингами и обязательствами по опубликованию научных статей. В том числе в изданиях с высоким импакт-фактором и прочими директивами сверху, — говорится в запросе.

Также они отметили, что ученые советы университетов не обладают реальными рычагами управления. Во многих вузах это просто орган по обеспечению решений ректората. В совет директоров представители ППС, работающие в университете,

вообще не имеют права входить, поскольку это противоречит законодательству об акционерных обществах

В 2020 году Касым-Жомарт Токаев поднял стоимость государственных образовательных грантов в 1,3 – 2,7 раза, в зависимости от специальности.

Надо заботиться о качестве образования, а не о количестве школ – казСМИ

— Эти средства, выделяемые государством, как и деньги родителей за платное обучение, должны были в целевом порядке пойти на модернизацию учебных программ, в первую очередь на повышение заработной платы преподавательского состава.

Однако адекватного повышения окладов в ряде вузов не произошло

Часть средств, предназначенных для обучения студентов, направлена на строительство, капитальный ремонт зданий и приобретение основных средств, — говорится в запросе.

По мнению депутатов, так произошло, потому что в большинстве вузов вопросы расходования бюджета не согласовывают с учеными советами. Их решают единолично менеджеры.

— Придав университетам академическую свободу, мы дали широкие полномочия их руководству и ограничили вмешательство в дела вуза извне,

но не обеспечили участие в системе управления самих преподавателей, в частности, ученых советов,

а также представительство ППС в советах директоров, как это сделано в развитых странах, — подчеркнули депутаты.

Обычные вузы стали не хуже национальных университетов

Далее они подняли вопрос «разделения национальных и рядовых университетов страны по стоимости образовательных грантов».

В прежние годы

в создании особых условий национальным университетам как флагманам высшего образования была определенная необходимость

Депутаты утверждают, что сейчас качество образования в большинстве обычных вузов не хуже. Успешность развития определяет только конкуренция. А значит, повышенная стоимость грантов и особые привилегии национальным университетам уже «не логичны».

Показательные «казни» университетов ничего не дают — профессор

Авторы добавили, что

в развитых странах такого разделения университетов и дифференциации на этом основании размеров госгрантов нет

— Хотим отметить, что речь идет не о лишении университетов национального статуса. Но в связи с вышеизложенным было бы справедливым рассмотреть вопрос о повышении стоимости государственных образовательных грантов для всех вузов до уровня национальных,

повысив при этом до их уровня зарплату преподавателей рядовых университетов,

— резюмировали подписанты.

© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter