Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
449
-1.43
EUR
484
-3.48
RUB
4.86
0.00

«Братская могила преподавателей» — как выглядит система высшего образования изнутри

13737

О кризисе казахстанского высшего образования говорят многие и довольно давно. Вузы, дипломы которых более менее котируются, можно пересчитать по пальцам. Все чаще звучит ностальгия по советским университетам, причем не только у старшего поколения, но и у молодых специалистов.

Один из преподавателей отечественных вузов согласился рассказать нам, что сейчас происходит в системе высшего образования. Но на условиях анонимности.

Перестали готовить специалистов и начали делать магистров

— Итак, что же сейчас творится в нашей системе высшего образования? Как ее вообще можно было бы охарактеризовать?

— Трудно судить сразу обо всем высшем образовании в стране. Начнем с того, что в начале нулевых Казахстан присоединился к Болонскому процессу, то есть мы отказались от советского образования, которое готовило специалистов, и начали готовить бакалавров и магистров. Заодно изменили всю систему научной номенклатуры, присвоения научных званий и так далее. Условно говоря, перешли на европейско-американскую систему получения высшего образования.

Дает ли высшее образование прибавку к зарплате в Казахстане?

Наверное, сам переход был вполне обоснован. Благодаря Болонской системе сейчас человек может перейти в иностранный вуз, мало потеряв при этом. Некоторые профессии сегодня становятся неактуальны, а эта система дает возможность быстро поменять специальность, поскольку бакалавриат дает базовое образование. То есть закончил человек бакалавриат по международным отношениям, а в магистратуру пошел на политологию. То есть сама по себе система неплоха.

Но

дело в том, что когда мы отказались от одной, на другую полностью не перешли, а взяли только какие-то отдельные ее составляющие

И у нас получилась просто имитация высшего образования. Не во всех вузах, конечно, но в большинстве.

Чистой воды профанация

— Например, на Западе (и в некоторых наших вузах) студенты сами выбирают траекторию обучения. Он поступает на какой-то факультет, хочет специализироваться в определенной области, ему подсказывают, какие предметы ему нужны, и помогают эту траекторию выстроить. Но выбирает он сам. Может дополнить другими предметами по желанию или вообще перейти в другую отрасль знаний. Может выбрать себе преподавателя и время, нужное для обучения. Он вообще не привязан к каким-то срокам, может учиться хоть бесконечно (если сможет оплатить, разумеется). У нас так не получилось.

Во-первых, нужно уложится в четыре года. Во-вторых,

преподавателей и предметы студенту просто навязывают, но при этом заставляют писать заявления, что они якобы сами их себе выбрали

А это уже чистой воды профанация. Поступили на курс 20 человек, и все они будут учиться у одного и того же преподавателя в одно и то же время. Тот же КазНУ не дает возможности студентам выбирать предметы, это просто имитируется.

Хотя в элитных вузах (КИМЭП или Назарбаев университет) ситуация другая. Поэтому я и говорил, что оценивать все высшее образование скопом нельзя.

Казахстанский профессор — фактически полунищий

— Это единственное отличие нашей системы от той, которую хотели? Если да, то пока еще не смертельно

Что еще мы не переняли у Запада, так это материальное положение преподавателей.

Профессор в Европе или США — одна из самых высокооплачиваемых профессий. У нас же это фактически полунищий,

вынужденный подрабатывать в разных местах, потому что в одном университете зарплаты ему ни ни что не хватит. Для примера, в КазНУ профессор и доктор наук на ставке получает 130 тыс. тенге вместе со всеми надбавками. На полторы ставки — 180 тыс.

Низкие зарплаты способствуют миграции, браконьерству и рабству — политолог

За эти деньги он читает по три-четыре лекции каждый день, не считая других задач. Одна студентка рассказывала, как американский профессор возмущался, что ему там пришлось тратить по два часа в неделю, а это слишком много, потому что не хватает времени на науку.

— Кстати, а нашим времени на науку хватает?

— При переходе на новую систему вообще-то предполагалось, что преподаватели одновременно займутся и научной деятельностью. Что тот же профессор в основном ей и будет уделять время, и только время от времени приходить в вуз, чтобы поделиться знаниями и идеями со своими студентами, воспитать учеников. Но на деле нагрузка преподавателя — 800 часов в год, из которых по многим специальностям — чисто горловая. То есть это аудиторные часы, когда он читает лекции.

Далее нам навязали систему, по которой

преподаватель обязан написать какое-то количество статей в год в казахстанские журналы

Список этот утвержден министерством, а в результате люди к этим журналам оказались привязаны просто потому что уже нет времени писать в нормальные международные научные журналы.

Случайно сгенерированную статью опубликовали в журнале Академии наук Казахстана: фейк или правда?

Человек же не может готовить по 50 научных статей в год, от силы несколько, а их надо отдавать в навязанные министерством издания, которые к тому же не самые лучшие. А если не будет там публиковаться, останется без работы.

Бесплатно можно — но только избранным

— Мало того, публикация там стоит не меньше тысячи долларов. Так что

люди просто собирались группой, скидывались по 200-300 долларов и публиковали статью со всеми подписями

Мы их называем «братской могилой», потому что список авторов там примерно такой же большой. И так несколько раз в год.

Теперь придумали новую систему, по которой эта статья засчитывается только первому подписанту. Если не ошибаюсь, как раз с 2021 года. И число казахстанских авторов сейчас резко уменьшится, потому что одному заплатить тысячу долларов за публикацию довольно трудно. Теперь и вузам перед министерством тоже трудно будет отчитываться. Чем все закончится, уже не очень понятно.

— А разве нет возможности публиковаться бесплатно?

— Есть, но там публикуются чиновники от науки, директоры институтов, академики — как раз потому что бесплатно. Простому младшему научному сотруднику туда не пробиться.

Окончание следует

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter