Из-за отсутствия техрегламента и сертификации электронных сигарет в Казахстан импортируют опасный контрафакт.
1 февраля казахстанский блогер Макс против рассказал, как его новая электронная сигарета взорвалась во время первой же зарядки.
«Решил протестировать электронную парилку на себе и заказал через интернет… Поставил на зарядку. По инструкции на плохом английском и тем более на родном для этого устройства китайском я не понял, как долго надо заряжать. Решил, что пару часов должно хватить, и отправился в магазин.
Когда пришел домой, в квартире резко пахло паленым пластиком… Оказалось, новая электронная сигарета взорвалась.
Попробовал найти интернет-магазин, но среди десятков объявлений его вроде не было. Получилось, что я с риском для своего здоровья убедился, что если гет сервиса и официального офиса производителей – жди проблем».
Мы стали разбираться, как в Казахстане, где государство регулирует все и вся, электронные курительные девайсы вдруг оказались без внимания? Эксперты утверждают, что этому вопросу уже как минимум четыре года, а профильные министерства не спешат принимать меры.
— Случаи приобретения электронных сигарет сомнительного происхождения в Казахстане не единичны, — говорит президент Общественного фонда «Аман-Саулык» Бахыт Туменова. — Наш Фонд еще в конце 2016 года провел социологическое исследование в Алматы среди курильщиков и продавцов табачных и никотинсодержащих изделий.
Путем анонимного анкетирования мы опросили около 900 человек. Более половины опрошенных курильщиков указали, что употребляют не только стандартные сигареты, но и альтернативные никотинсодержащие продукты — кальян, электронные сигареты, трубки.
При этом треть таких потребителей однозначно заявила, что электронные сигареты менее вредны для здоровья
А какая-то часть и вовсе считает, что переход на них помогает избавиться от вредной привычки насовсем. И рост таких потребителей, хочу отметить, растет.
Кстати, при опросе нас интересовало не только общественное мнение относительно альтернативных способов потребления никотина, но также и вопрос осуществления государственного контроля за табачной и никотинсодержащей продукцией.
Каково было наше удивление, когда
ни в одном магазине, где продают устройства для нагревания табака, нам не показали сертификаты соответствия на продукцию
Потому что в республике нет технического регламента и обязательной сертификации электронных сигарет. С тех пор прошло четыре года, а ситуация не изменилась. Кроме того, электронные сигареты приравняли к табачной продукции, запретив курить их в общественных местах.
— Это новшество аргументировали тем, что электронные сигареты вкупе с нагреваемым табаком тоже наносят вред здоровью курильщиков и окружающим.
— Продвинутые японцы научным путем доказали, что изобретение устройств нагревания табака, исключающих горение и тление сигарет, стало настоящим прорывом в борьбе с последствиями курения.
Эволюция табачного производства наглядно демонстрирует — производители никотинсодержащей продукции заинтересованы в том, чтобы потребители жили как можно дольше
Поэтому просто табак, завернутый в бумагу, постепенно преобразился в папиросу. Затем появились сигареты с фильтром. Но этого было недостаточно, так как производитель не мог решить основную на тот момент проблему — исключить процесс горения с образованием канцерогенных смол.
Теперь на смену стандартным сигаретам пришли электронные. И поскольку на эту продукцию есть спрос, должен быть и государственный контроль за ней. Все эти годы, участвуя в заседаниях рабочей группы по рассмотрению поправок в кодекс о здоровье, я говорила минздраву, что потребителя надо защитить.
И поскольку медики лучше остальных разбираются в медицинской составляющей проблемы табакокурения, инициативы ждут именно от них
Наука не стоит на месте, мы должны за ней успевать и принимать ее изобретения. В конце концов, мы говорим о незапрещенной продукции, которую так или иначе люди будут употреблять. Население должно иметь широкий доступ к продукции, несущей меньший вред. Сопротивление чиновников естественному выбору потребителей мне непонятно. Это вполне может быть борьба за рынок, но минздрав должен действовать только с точки зрения науки и медицины.
Заместитель руководителя экспертной группы по вопросам предпринимательства миннацэкономики Гульнар Курбанбаева считает отсутствие госконтроля за востребованными у казахстанцев табакокурительными девайсами большим упущением.
— В последнее время все чаще ставится вопрос о госконтроле за оборотом электронных сигарет. Он отсутствует. А стало быть у потребителя нет гарантии, что он приобрел качественное устройство, безопасное в эксплуатации. Проблема в отсутствии технического регламента?
— В рамках ЕАЭС, членом которого является Казахстан, действительно запланирована разработка технического регламента в отношении никотинсодержащей продукции, куда входят и изделия с нагревательным табаком.
Технические регламенты определяют основные требования к производителям, импортерам и торговым организациям по безопасности продукции
Причем в них закладываются наиболее сложные виды этой продукции, которые напрямую влияют на здоровье. Требования техрегламента являются предметом государственного контроля.
Когда мы говорим, что из-за отсутствия техрегламента мы не можем провести сертификацию, это правда. Какая продукция войдет в техрегламент, такая и будет подлежать сертификации по безопасности.
Поскольку никотинсодержащая продукция ввозится в страны ЕАЭС, нужен и технический регламент. Такая работа ведется, но не так активно, как бы хотелось.
Да, правы и Лига потребителей, и сами потребители, что госрегулирование в сфере альтернативных источников табакокурения необходимо. И что необходима сертификация такой продукции. Это хоть какая-то гарантия безопасности при эксплуатации электронных устройств.
— Госрегулирование оборота никотинсодержащей продукции относительно стандартных сигарет должно быть другим. Потому что электронные сигареты снижают потребление курильщиком канцерогенов. Следовательно, наносят меньший вред и здоровью. Мы пытались объяснить это депутатам при принятии поправок в кодекс о здоровье. Нас не слышат. Ошибочно полагают, что мы занимаемся пропагандой курения. Хотя на самом деле вопросы профилактики и борьбы с любыми видами курения надо задавать не нам.
Какие бы страшные картинки на пачках ни рисовали, как бы не поднимали стоимость акциза на табачную продукцию, потребители табака были и будут
И государству экономически выгодно, чтобы курильщики, которые не могут оставить свою привычку, меньше болели.
Скажу быть может непопулярную вещь, но если уже доказано снижение вреда здоровью от употребления электронных сигарет, государству следует сделать экономически выгодным для потребителя переход на альтернативные способы курения.
Допустим, можно зарегулировать табачное производство. И сделать это настолько аккуратно и безболезненно для производителей и потребителей, чтобы завтра в Казахстан не хлынул табачный контрафакт.
В 2014 году, когда был подписан договор о ЕАЭС, мы согласились, что совместно будем решать целый ряд вопросов. Техническое регулирование — один из них. Уже определился целый раздел наднационального техрегламента на все пять стран по никотинсодержащей продукции.
Учитывая, что у нее очень маленький возраст пребывания на нашем рынке, так и предполагалось, что эта работа будет сделана на наднациональном уровне
Исчерпывающий перечень этих товаров уже определен. Сроки разработки подобного рода документа всегда дольше по времени, так как здесь необходимо прийти к консенсусу всем пяти сторонам. При желании наднациональный техрегламент можно принять в течение трех лет. Но здесь как всегда включаются долгоиграющие механизмы международных переговоров и согласований.
— В этой связи Министерство интеграции и торговли начало процесс разработки национального технического регламента в середине прошлого года. Он мог бы действовать до принятия единого документа ЕАЭС. Самое интересное, проделав огромную работу, то есть разработав проект, обсудив его с общественностью и бизнесом, ведомство вдруг сбавило обороты.
И в последнее время не проявляет никакой активности в данном вопросе. Здесь налицо халатность чиновников
У них актуальность вопроса строго зависит от субъективных факторов. Таких, например, как наличие или отсутствие прямого поручения руководства. Я так полагаю, сейчас перед министерством стоят более актуальные вопросы, позволяющие идти на компромисс в вопросе обеспечения безопасности потребителей новой никотинсодержащей продукции.
— Именно из-за отсутствия сертификации в Казахстан импортируют сомнительные девайсы. Потребитель не знает, что он покупает?
— На самом деле сертификат соответствия на тот или иной товар реально интересует только одного покупателя из тысячи. Двигателем продвижения любой продукции является реклама. С точки зрения госрегулирования неважно, нужен потребителю сертификат соответствия или нет, он покупает чувствами.
Задача государства — обеспечить безопасность здоровью и жизни людей и окружающей их среды. Нравится или не нравится, но заняться этим вопросом придется
Поэтому отсутствие сертификации — это отсутствие барьера для импорта в страну контрафакта и небезопасной продукции. Действующая система госрегулирования вроде говорит, что она за безопасность. Но на практике эти вопросы не решает вообще. Это, на мой взгляд, некачественная работа госорганов.