Пандемия и дистанционное образование оголили многие проблемы отечественного образования — как среднего, так и высшего.
Ассоциированный профессор и ассоциированный декан Школы права Университета КИМЭП Сергей Саяпин (на фото) рассказал, какие проблемы накопились в сфере некогда самой популярной среди абитуриентов профессии, что необходимо для подготовки качественных кадров и сколько это должно стоить.
— Как сказалась на современном юридическом образовании популярность профессии юриста в 90-х?
— В 90-х годах в постсоветских странах юридические факультеты плодились, как грибы после дождя. Как я понимаю, эта проблема не обошла стороной и Казахстан. Для сравнения: в США при населении в 328,2 млн человек действуют 204 аккредитованных юридических школы, а в 83-миллионной Германии юристов обучают 32 университета. То есть в США один юридический факультет на 1,6 млн, а в Германии — почти на 2,6 млн. По этой логике
в Казахстане при населении в 18,8 млн должно быть от 7 до 11 юридических факультетов
Разумеется, по факту их в разы больше. Соответственно, возникает вопрос обеспечения качества юридического образования при статистически избыточном количестве юридических факультетов.
— Как сказались на юридическом образовании многочисленные реформы высшего образования от МОН?
— Я живу и работаю в Казахстане с августа 2014 года, поэтому могу комментировать только некоторые моменты, касающиеся этого периода. Самое главное, я сторонник академической свободы высших учебных заведений. И то, что законодательство Казахстана развивается в этом направлении, можно только приветствовать.
В частности, начиная с 2021 года, высшие учебные заведения Казахстана должны начать выдавать дипломы собственного образца. Это правильная мера, направленная на стимулирование здоровой конкуренции между вузами, чтобы за качество выпускников перед обществом и работодателями они отвечали своей репутацией.
В результате реформ академическая свобода вузов, по словам вице-министра образования и науки, была расширена до 85%. Однако я полагаю, что в развитии высшего юридического образования все большую роль должно играть профессиональное юридическое сообщество.
То есть юридическим факультетам следует составлять учебные планы и программы с учетом мнения потенциальных работодателей, на которые ориентируются соответствующие факультеты. Это могут быть, например, госорганы, юридические фирмы или международные организации. Таким образом, вузы будут точно знать, какие знания и навыки необходимы работодателям, и будут давать студентам именно их.
— Насколько готовы к реальности выпускники юридических вузов/факультетов?
— Когда я говорю о необходимых знаниях и навыках, имею в виду как раз ту самую реальность, к которой должны быть готовы выпускники. А она требует от молодых юристов не только юридических знаний.
Вообще, я убежден, что юрист должен понимать суть тех отношений, регулированием которых он занимается. То есть если он работает в сфере строительства, должен быть знаком со строительными технологиями. Если специализируется на медицинском праве, должен понимать соответствующую сферу медицины. Как можно эффективно регулировать те или иные социальные процессы, не понимая их сути? Кроме этого,
в современных условиях очень важно давать юристам знания и навыки в таких сферах, как экономика или информационные технологии
Юристы должны уметь принимать эффективные решения, а экономика учит именно этому. Юристы должны уметь работать с базами данных и обрабатывать данные. А с помощью информационных технологий можно делать это гораздо более эффективно.
— Каким, на ваш взгляд, должно быть качественное юридическое образование?
— Отвечу, возможно, парадоксально: оно должно быть качественным. Это означает не только накопление студентом определенного объема знаний законодательства или международного права. Гораздо важнее воспитание гражданина с чувством справедливости. Достаточно смелого, чтобы называть зло злом, а добро добром. Достаточно креативного, чтобы предлагать эффективные пути решения проблем. Достаточно дальновидного, чтобы эти решения были приемлемыми для большинства тех, кого они касаются. И возможно, самое главное: выпускники юридических (да и любых других) вузов должны понимать, что
получение диплома это не конец пути, а только его начало, и необходимо продолжать работать над собой
— Что нужно, чтобы качественно подготовить юриста?
— Самое главное — нужны качественные преподаватели, обладающие глубокой теоретической подготовкой и опытом работы в своей сфере. Их задача — заинтересовать студентов, заложить основы понимания соответствующего предмета и научить самостоятельно постоянно совершенствовать знания. Далее, абсолютно необходимы качественные учебники, которые помогут заложить необходимую теоретическую основу.
Нельзя стать хорошим юристом без учебников, просто изучая акты законодательства
В дополнение к учебникам молодые юристы должны читать профессиональные блоги и научные журналы в сфере их интересов. Необходима отличная лингвистическая подготовка.
Юристы должны уметь правильно и красиво писать и говорить как минимум на родном языке. А в идеале и на иностранных. И еще очень важно, чтобы у юриста было чувство красоты. Для этого необходимо развивать понимание искусства живописи, скульптуры, музыки, литературы. Я не шучу. Роль юристов в том, чтобы помогать улучшать качество жизни. А для этого необходимо понимание что красиво, а что нет.
— Сколько должна стоить такая подготовка?
— Я абсолютно убежден, что лучшие студенты должны учиться бесплатно. Чем лучше учится студент, тем меньше должна быть оплата за обучение. При этом худшие студенты, не способные освоить программу, не должны получать диплом, сколько бы они ни заплатили за обучение. Юридические вузы просто не должны выдавать дипломы те, кто плохо учился. В будущем из таких получаются плохие судьи, прокуроры, адвокаты или юридические консультанты.