Скандал со случайно сгенерированной статьей прокомментировали президент Национальной академии наук РК и редактор журнала, опубликовавшего эту работу — «Нулевая компактность для локальных частичных графов в экономических задачах».
Скандальную информацию на днях опубликовал на своей странице в Facebook генеральный директор Института математики и математического моделирования Махмуд Садыбеков. Он рассказал, как группа казахстанских авторов и их испанский коллега выдали в научном журнале «Вестник» академии наук Казахстана псевдонаучную статью. Хуже того, по словам Садыбекова,
статья представляет собой случайный набор слов, сгенерированный компьютером
«Опубликована наполненная чушью, искусственно сгенерированная статья», — пишет автор поста. — «И это вошло в базу Web of Science. Очень стыдно! Настоящий хищнический журнал: рецензирование не проводят и публикуют только за оплату. Это еще раз подтверждает необходимость усиления требований к отечественным научным журналам, даже, если они уже и вошли в международные базы. В том числе требования по обязательному независимому рецензированию. Многие возмущались, но как показывает данный конкретный пример, эта политика МОН — правильная».
В качестве доказательства искусственной генерации текста доктор физико-математических наук привел небольшой отрывок аннотации к статье. Текст действительно кажется загадочным… по меньшей мере:
Как это могло случиться?
Мы обратились за комментарием к главному редактору журнала «Вестник» Национальной академии наук РК Мурату Журинову. Он сказал, что авторы этой «случайной» статьи знают о претензиях к ним. Но… не согласны с обвинениями в свой адрес.
— В вашем журнале вышла статья, которую ваш коллега Махмуд Садыбеков назвал искусственно сгенерированной. Этот факт наделал много шума.
— Это же специально организованная вещь. Были ведь не только критические замечания, но и статьи в поддержку журнала. Даже от наших московских читателей. Это тоже надо учитывать.
— Речь идет конкретно о статье «Нулевая компактность для локальных частичных графов в экономических задачах». Что эта статья не имеет никакой научной ценности, но тем не менее попала в международную базу данных. Вы главный редактор журнала, Вы видели, что у вас такое вышло?
— Как же не видел? Видел. Мы сообщили авторам, они не согласны. Они из разных университетов. Статья написана с иностранным участием.
— А этот иностранный ученый Мануэль Фернандез-Грела знает о своем соавторстве?
— Как же не знает? Его подпись стоит под статьей. Понимаете, в нашем журнале публикуются не только академики, но и магистры, докторанты, которым надо защищать диссертацию. От них требуются выходы научных публикаций до защиты.
Надо смотреть суть проблемы. К нам присылают статьи разные авторы. Мы отправляем их обязательно рецензентам из числа членов редакционной коллегии. Мы сейчас разбираемся.
Авторы не считают свою статью ненаучной. В любом журнале все статьи не могут быть на одном уровне, их пишут разные люди
У академиков статьи более высокого уровня. Докторанты — начинающие ученые. Мы должны это публиковать, если работа научная. Другое дело полемика между авторами и их оппонентами. Это нормальное явление в журналах. Пусть авторы нам ответят, мы Садыбекову сообщим.
Мне кажется, у Садыбекова с Академией наук личные счеты, личные обиды. Он не прошел в академики. Таких много. С одним мы долгое время даже судились.
Статья, о которой мы говорим, подготовлена докторантами за свой счет. А уважаемые институты делают за счет государства. Подают на финансирование, получают деньги. Мы Садыбекову тоже можем претензии поставить. Он сколько лет работает, он наш член-корреспондент, получил государственные миллиарды. Но хотя бы одну работу он внедрил в практику? Есть отдача от его науки? Мы в ответе так ему и напишем. Пусть он за себя ответит, а эти молодые почему не имеют права публиковаться?
— То есть эти авторы — Тажабаев, Орынбасаров, Беспаева, Бугубаева и Шинет — не доктора наук?
— Они делают науку за свой счет. Они обобщили разные точки зрения, чтобы вывести новую версию. Это тоже наука. Я сам не математик, пусть они ответят нам. Тогда мы опубликуем.
К тому же
сам журнал не отвечает за достоверность. Мы же не можем проверить, как сделана статья
Мы это не обсуждаем. Каждую статью тогда нужно будет по полгода изучать. Ни один журнал в мире так не делает.
— Кто тогда несет ответственность за достоверность информации, изложенной в статье?
— Авторы. Если они ошиблись, их критикуют. Они теряют авторитет в научных кругах. Если докажут, что правы, урон по авторитету будет уже их оппонентам. Таков испокон веков закон науки.
— Тогда чем занимаетесь вы как главный редактор и редакционная коллегия, если не проверяете статьи на достоверность?
— Как не проверяем? Кто вам такое сказал? Каждую цифру мы не проверяем — представьте себе, как это проверить? Мы читаем статью и оцениваем текст. Если отвечает новизне идеи, рецензент дает согласие, и статья попадает в печать.
— Ваши коллеги говорят, что в аннотации к статье изложена полная чушь, не имеющая не то что научной ценности, но даже смысловой нагрузки. Вопрос к редакционной коллегии, как вы брали ее в работу?
— А авторы считают, что смысл есть. Надо дождаться, что они ответят.
Жанна Курмангалиева, председатель Комитета науки МОН РК, подчеркнула, что комитет выступает за академическую честность, и в этом инциденте еще предстоит разобраться:
— Национальная академия наук — общественная организация, — сказала Курмангалиева. — «Вестник» — журнал Национальной академии наук. Министерство к этому журналу и к той публикации, о которой вы говорите, отношения не имеет.
Более того, в начале 2020 года приказом министра были утверждены новые требования к отечественным научным журналам для включения в Перечень изданий, рекомендуемых для публикации результатов научной деятельности.
В их числе — качественный отбор научного контента, рецензирование сильными учеными, проверка статей на заимствования и другие
Были дискуссии, было и немало оппонентов этих ужесточений. Должна отметить, что к научным журналам, индексируемым в международных базах данных, априори доверие очень высокое. Но этот случай показывает, что не все так гладко.
В 2021 году мы планируем:
Эта работа будет финансироваться из республиканского бюджета.