С 2023 до 2029 года в Казахстане начнется поэтапное взимание у бизнеса взносов в ЕНПФ с 1 до 5%.
В минтруда серьезно занялись реформой пенсионной системы. Всех ее участников ждут сюрпризы как в позитивном значении этого слова, так и в негативном. Информагентство LS пишет, что прорабатывается механизм назначения минимальной гарантированной пенсии:
По поводу обязательных пенсионных взносов работодателей минтруда говорит, что перечисление указанных выплат в течение не менее 60 месяцев даст право работнику по достижении пенсионного возраста на дополнительные выплаты, которые будут перечисляться пожизненно, с ежегодной индексацией.
Работники, вероятно, рады. А бизнес? Наши эксперты дали свою оценку действиям государства.
Например, управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана Ерлан Бурабаев считает, что дополнительная нагрузка на фонд зарплат может спровоцировать перенос производств в другие страны.
— Ерлан, как вы думаете, дополнительные обязательные расходы бизнеса глубже уведут в его тень?
— Уход бизнеса в тень не вариант, ведь с 2025 года всеобщее декларирование распространится на всех. Переход на «серую» зарплату станет слишком рискованным как для работодателей, так и для работников.
Если нагрузка на фонд зарплат окажется сильной, не исключаю, что работодатели начнут переносить часть производств в другие страны — Китай, Кыргызстан, Узбекистан
То есть начнется сокращение численности казахстанских работников этих юрлиц. Кроме того, возможны сокращения численности персонала и реальное снижение размера их зарплаты. Я пока предполагаю, как может развиваться сценарий.
Чтобы этого не произошло, государству следует принять комплекс мер.
Потому что обеспечение занятости для любого государства — самая важная задача. Правильная экономическая политика заключается в расширении налогооблагаемой базы, а не в увеличении нагрузки на нее.
— Не выглядит ли предложенный минтруда механизм назначения минимальной гарантированной пенсии своеобразным возвращением к солидарной пенсии?
— Нет, иначе бы встал вопрос об отмене накопительной пенсионной системы. В мире существуют разные пенсионные системы, но солидарная в чистом ее функционале мало где сохранилась. Накопительный вариант самый востребованный и более справедливый.
Среди существующих видов пенсионных систем оптимальнее всего комбинация из трех участников — работника, работодателя и государства. В одном из исследований Международной организации труда говорится о том, что такая комбинация является самой успешной.
Солидарная же система слишком увеличивает нагрузку на бюджет, а следовательно, и на налогоплательщиков. Продолжительность жизни в мире растет. Соотношение работающего населения к пенсионерам сокращается.
В Казахстане сейчас на одного пенсионера приходится 6,7 человека трудоспособного возраста. А к 2050 году этот показатель составит 3,5 работающих человека на одного пенсионера
Оставь мы в Казахстане солидарную систему, вся нагрузка легла бы на плечи будущего поколения.
Постепенно доля участников солидарной системы снижается. К 2040 году к пенсионному возрасту подойдут граждане, которые вообще не имели стаж до 1998 года. То есть пенсионные выплаты для них будут из накопительной пенсионной системы.
Сейчас она состоит из трех компонентов — государственного (базовая и солидарная выплаты), накопительной части и добровольной.
Базовая пенсия — гарантированный государством компонент. Он составляет не менее 54% от прожиточного минимума. Сегодня это 18,5 тысяч тенге, то есть ниже черты бедности. Максимальный предел составляет прожиточный минимум при стаже более 33 лет. Это очень низкий показатель. И его планируют увеличить с 54% при стаже 5 и менее лет до 70% от прожиточного минимума.
— Само понятие базовой пенсии меняется на минимальную гарантированную. Ее будут получать все граждане, вне зависимости от своего трудового стажа и продолжительности участия в пенсионной системе. Но минимальная гарантированная пенсия может быть и больше — все зависит от стажа участия вкладчика в накопительной пенсионной системе.
Предлагается за каждый дополнительный год стажа после 5 лет начислять еще 2% от прожиточного минимума
Полный цикл участия на протяжении 40-45 лет гарантирует получение более 150% от прожиточного минимума. Этот показатель, безусловно, будет получше нынешнего. В общем, произойдет переход от базовой к минимальной гарантированной пенсии, но с 2028 года.
— Обязательные взносы работодателей в ЕНПФ, я так полагаю, и придуманы, чтобы обеспечить пенсиями тех, кто переживет 83-летний порог и исчерпает свои накопления. Это нормально?
— Полного исчерпания можно избежать, купив пенсионный аннуитет. Тогда выплаты пожизненные.
Что касается обязательных взносов работодателей за каждого работника, законодательством они предусмотрены с 2015 года. Просто внедрение этого компонента несколько раз откладывали. Сейчас — до 2023 года.
Кстати, по действующему законодательству обязательные пенсионные взносы работодателя за работников не являются собственностью вкладчика
Это условные счета. Предполагается, что выйдя на пенсию, человек помимо гарантированной минимальной пенсии и своих накоплений будет получать и этот условный компонент в размере, не превышающем 2 прожиточных минимума. Это своего рода страховая система. Если человек прожил после выхода на пенсию всего 5-7 лет, взносы работодателя не могут быть унаследованы.
Как вы правильно заметили, этот компонент пенсионеры будут получать пожизненно. Но не все, а только те участники пенсионной системы, за которых работодатели перечисляли взносы не менее 60 месяцев.
— Ассоциация финансистов Казахстана ранее предлагала отменить условно-накопительный компонент. И если взносы работодателя введены, они должны поступать на индивидуальные счета вкладчиков и быть их собственностью. Сейчас минтруда предлагает перечислять взносы работодателей на индивидуальные целевые счета. То есть то, что ранее считалось общим, будет персонифицировано. Скорее всего,
это сделано для того, чтобы именно эту часть накоплений граждане могли использовать до выхода на пенсию на какие-то свои нужды, предусмотренные законом
Кроме того, ранее проведенные исследования показали, что 10% взносов работников от своей зарплаты недостаточно, чтобы накопления к пенсии были достаточными. Предлагалось увеличить этот показатель до 13%, за счет 3-процентных взносов работодателей. Но в итоге остановились на том, что мы обсудили.
Экономист Петр Своик также нашел в действиях государства с пенсионной системой и плюсы, и минусы.
— В целом поправки улучшат ситуацию с пенсионным обеспечением в стране?
— И улучшат, и ухудшат. Потому что, с одной стороны, они направлены на действительно правильные решения. А с другой стороны, на счет налога на работодателей они усугубят неправильность того, что уже давно было неправильным.
Дело в том, что у нас сейчас складывается трехуровневая пенсионная система, это вполне соответствует современной мировой практике. На этих принципах трехуровневости пенсионной системы работают большинство развитых стран. И за такой системой, конечно, будущее. За нее мы голосуем двумя руками.
Но если присмотреться к казахстанской модели и ее компонентам в отдельности, есть вопросы. И даже претензии
Первый компонент базовый. Да, минтруда правильно пытается поднять эту базу до прожиточного минимума — до того, чем она должна быть на самом деле. При этом заметим, что сам прожиточный минимум по нашей методологии тоже нуждается в решительном изменении. Он в 2-3 раза меньше, чем должен быть. А минтруда робко пытается дотянуть до 70% прожиточного минимума. Обещают пенсионерам, что они на 70% будут живы, а на 30% умрут с голоду. Это движение в правильном направлении, но этого недостаточно.
— Считаете, что наша пенсионная система совсем не то, что внедряли в 1998 году?
— В том виде, в каком она сейчас действует в Казахстане, это издевательство над вкладчиками и диверсия против экономики. Сама идея копить на некоем финансовом рынке денежку всю жизнь, родилась во времена конца истории. Когда после распада СССР мир поверил, что либеральная экономика теперь вечная, и можно вечно играть на финансовом рынке. Дескать, чем больше мы будем вкладывать и чем дольше денежка будет крутиться на этом рынке, тем больше будет наше будущее счастье. Всему этому давно пришел конец, а в Казахстане и начала не было. Почему?
Никаких основ для портфельного накопительства в Казахстане не было с самого начала. И поскольку их не было, придумали суррогатный способ копить эти деньги в бюджетных долгах, то есть в ценных бумагах минфина.
Это паразитирование на бюджете. Так называемая доходность ЕНПФ извлекается из бюджета. То, что не досталось врачам, учителям, полицейским и даже КНБ
Копить все деньги в некоей финансовой сфере, не допуская ее к экономике, тоже преступление. В чем нуждается наша экономика прежде всего? В инвестициях и кредитах. В ЕНПФ сейчас накоплена сумма в районе 13 трлн тенге. Это соответствует как общей массе кредитов в экономику, так и общей массе инвестиций в основной капитал. И кредиты, и инвестиции раза в два ниже, чем должны были бы быть. То есть сама по себе накопительная система ущербна.
— Третий уровень — добровольные пенсионные накопления. Они фактически нулевые, число вкладчиков и их накоплений 0,05%. Соответственно, система располагает доверием только этой части добровольцев. Остальные 99,95% ей не верят. И о каком тогда третьем компоненте можно говорить, если сама по себе система не заслуживает доверия? Кстати, решение о выплате денег из ЕНПФ — иллюстративный показатель этого самого недоверия.
— С 2023 года все-таки обяжут работодателей платить за своих работников. Бизнесу конец?
— Эта норма тоже демонстрация бессилия. В силу перечисленных причин накопительная пенсионная система свою функцию не выполняет. Накопления мизерные. Они сколько-нибудь заметны только для 7%. Тех, кто побежал досрочно изъять все, что сверх порога достаточности. У остальных на пенсионных счетах несущественные деньги.
И вообще, роль накопительной системы в общей выплате пенсий в Казахстане сейчас равна 9%. То есть 91% по-прежнему тянет бюджет. Поэтому охранители накопительной системы пытаются затащить в нее побольше денег. А откуда взять побольше? Наложить на людей не 10, а 15% чревато взрывом. Решили исподтишка — через работодателей. Хотя на самом деле это вредительство.
Одни из самых острых проблем в Казахстане — низкая зарплата и недостаточное официальное трудоустройство
Просто нет достаточных мест, где можно спокойно работать, платить налоги и при этом получать не гроши. А если работодателей обложить дополнительным оброком, они начнут всячески уклоняться от расширения рабочих мест и увеличения зарплаты. Так что обязаловка эта — провокация против всех официально трудящихся Казахстана.