Регулятор оставил базовую ставку на прежнем уровне, отметив смещение рисков в сторону проинфляционных процессов.
На уровне 9% базовая ставка держится с лета 2020. От первого в 2021 году заседания в Нацбанке эксперты также не ждали сюрпризов. Во всяком случае в опросе Ассоциации финансистов Казахстана 100% респондентов высказались за ее сохранение на текущем уровне.
Ожидания оправдались: Нацбанк заявил — базовая ставка остается на уровне 9% с процентным коридором +/– 1,0 п. п. По крайней мере на этом уровне она останется до мартовских праздников – очередное плановое совещание назначено на 9 марта.
Не спешите радоваться — эксперты о рейтинге экономической свободы в Казахстане
Дальнейшие решения будут приниматься
«в зависимости от фактической динамики инфляции и ее соответствия прогнозам, темпов снижения и стабилизации инфляционных ожиданий, а также баланса рисков».
И судя по всему, сейчас сильнее всего в Нацбанке опасаются именно роста цен.
По итогам 2020 года в Казахстане рост цен на товары и услуги составил 7,5%. Это, как заявили в Нацбанке, соответствует прогнозам, хотя и заметно выходит за рамки целевого коридора в 4-6%%, который был установлен ранее. Ощутимый рост цен наблюдался по всем фронтам:
Бесконтрольное строительство выгодно слишком многим людям — Ашимбаев
«Показатели базовой инфляции свидетельствуют об ускорении инфляционных процессов. Так, аннуализированная сезонно-очищенная базовая инфляция без фруктов и овощей, регулируемых коммунальных услуг, железнодорожного транспорта, связи, бензина, дизельного топлива и угля в декабре 2020 года ускорилась до 7,9% (в сентябре-октябре – 5-6%)», — отмечают в Нацбанке.
Еще один фактор – инфляционные ожидания. Они остаются повышенными. Доля респондентов, ожидающих сохранения текущего либо более быстрого роста цен, составила 50% (в ноябре 2020 – 52%).
Но инфляция не единственное препятствие для снижения базовой ставки. Экономика страны за 2020 год сократилась на 2,6% (и это также согласуется с прогнозами Национального Банка). Основное снижение в сокращение ВВП внесли горнодобывающая отрасль, торговля и транспорт.
«Спад в горнодобывающей промышленности обусловлен снижением объемов добычи нефти и газового конденсата. Сокращению транспорта способствовали снижение объема грузо- и пассажирооборота.
Негативная динамика торговли связана с сохранением карантинных ограничений и подавленным спросом
Между тем положительный вклад в динамику ВВП внесли обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, строительство, информация и связь, а также государственный сектор», — говорится в сообщении регулятора.
Также в Нацбанке отметили постепенное замедление роста номинальных денежных доходов населения. С 13,8% (год к году) в марте до 2,1% в ноябре 2020.
«Наряду с этим ускорение инфляционных процессов привело к снижению реальных денежных доходов населения. Сокращение на 4,8% в ноябре 2020 года. Несмотря на это, во втором полугодии наблюдается некоторое восстановление потребительского спроса домашних хозяйств. Это связано в основном с потреблением продовольствия и слабым восстановлением потребления непродовольственных товаров», — отмечают в Нацбанке.
Не снижается и актуальность внешних факторов, из которых ключевым является коронавирус. Даже при начавшейся вакцинации ситуация в мировой экономике остается слабо позитивной. Это и новые карантинные ограничения, и новые штаммы. Значительную поддержку мировой экономике продолжает оказывать промышленный сектор развитых стран. Добавляет позитива и рост показателей внешней торговли в Китае.
Зато немного улучшилась ситуация в нефтяном секторе. Рынки верят в эффективность ОПЕК+ и восстановление мировой экономики. Цена на нефть марки Brent поднялась выше отметки 55 долларов за баррель.
«В последних прогнозах международных организаций незначительно повышена оценка по ожидаемому потреблению нефти. По прогнозам EIA, в 2021 и 2022 годах цена на Brent в среднем составит 52,8 и 53,4 долларов соответственно», — говорится в сообщении Национального банка.