В рейтинге стран по уровню экономической свободы Казахстан занял 40-е место из 180. Однако эксперты просят воздержаться от бурных продолжительных аплодисментов.
Как говорится в сообщении, индекс, с которым Казахстан отнесли к странам с умеренно свободной экономикой, составил 69,6. Из стран Евразийского экономического союза мы уступили только Армении (70,6) и обогнали Россию (61, 94-е место).
Финансовый аналитик международной инвестиционной компании EXANTE Андрей Чеботарев рекомендует не сильно радоваться рейтинговым оценкам:
— Рейтинги — это красивая классная картинка, не больше того. По сути, она не должна отличаться от реальности. А как раз с этим большие проблемы.
По мнению эксперта, не надо переоценивать место страны в этом рейтинге:
— Считаю, что Казахстан должен расти не в рейтингах. Пусть вырастет валовый внутренний продукт, а также его доля на душу населения.
Каждый из нас имеет право потрогать рост руками
Стать, к примеру, немного богаче.
По словам Чеботарева, рейтинги штука весьма популярная, делать их модно:
— В мире существует большое количество различных рейтингов. Одни более значимые, другие — менее. Все, кто занимается контентом, знают, что любые рейтинги — это здорово. Возьмите рейтинг фильмов. По ним мы часто принимаем решение, смотреть фильм или не смотреть. Точно так же инвесторы обращают внимание на рейтинги стран. В частности, по экономическим свободам, удобству ведения и открытия бизнеса.
Что касается рейтинга по уровню экономической свободы, продолжил эксперт, здесь надо учесть немаловажный нюанс:
— Как мне представляется,
составители сконцентрировались не на реальном положении дел, а на законодательстве
Оно у нас достаточно прогрессивное и выглядит лучше, чем у географических соседей. Также большим преимуществом является Международный финансовый центр «Астана» с его спецрегуляцией и английским правом.
В свою очередь, экономист, финансовый директор ТОО «Эковатт» Саян Комбаров предположил, что рейтинг учитывает множество параметров:
— Они характеризуют простоту ведения бизнеса, налоговую и регуляторную нагрузку, доступность капитала и гибкость финансовой системы. Чем меньше и ниже ставки налогов, тем легче их платить. Чем ниже угроза потерь от вмешательства и ошибок администрирования и меньше таможенных барьеров, тем выше должен быть рейтинг. В этом плане у Казахстана позиции лучше, чем у России и Кыргызстана.
Как отметил Чеботарев, в силу вышеуказанных причин иностранцы считают Казахстан страной с экономическими свободами:
— Тогда как свобода заканчивается в кабинете какого-нибудь районного заместителя акима, который хочет «плюшки» за приход инвестора. С точки зрения законодательства Казахстан выглядит круто.
Осталось добиться, чтобы законы применялись так, как они написаны
Эксперт сомневается в том, что экономическую свободу ощутят люди:
— Это рейтинг не для населения, а для крупных предприятий. У нас не так много таких субъектов. Тот же Doing business люди отчасти ощущали. И потом, все познается в сравнении. У нас достаточно легко открыть ИП, не выходя из дома. В других постсоветских странах это сделать не так просто.
Комбаров с такой оценкой не согласен:
— Связь между рейтингом экономической свободы и благосостоянием населения прямая. От чего зависит производительность экономики и ее способность удовлетворять человеческие потребности? От точности рыночной информации, отсутствия на рынке произвола, степени защиты частной собственности, доступности капитала и прочих ресурсов.
Когда речь заходит об инвестициях, добавил Чеботарев, иностранцы смотрят рейтинги стран:
— Рейтинги важны только для первичной оценки. В любом случае
никто не будет принимать решение, опираясь исключительно на рейтинги
Решения, когда речь идет о значительных инвестициях, принимаются только после реальных переговоров или личного визита.
Чеботарев полагает, что рейтинги имеют значение:
— Государство млеет от рейтингов. Однако рейтинги любят все. Журналисты не исключение. Работу оценили и дали награду. А награда в свою очередь помогла продвинуться по службе и получить прибавку к зарплате. Как минимум приятно.
Комбаров с выводом коллеги солидарен:
— Рейтинг экономической свободы постоянно упоминал один из бывших премьер-министров Казахстана. Улучшение позиции страны означало защищенность и прозрачность законодательства, низкие налоги, привлекательность и эффективность рынка. Ухудшение позиции — задержку и регресс экономики, снижение благосостояния общества.
Чеботарев зависимость считает почти маниакальной:
— Какое-то время власти большее значение придавали рейтингу Doing business.
В этом рейтинге у многих чиновников в KPI (показатель эффективности) был записан рост Казахстана
К огромному несчастью наших чиновников, его перестали делать из-за различных причин. В том числе коррупционных скандалов, связанных с Doing business.