Эксперты Министерства национальной экономики рассказали, в каких сферах самая низкая зарплата — в образовании, соцуслугах, сельском, лесном и рыбном хозяйстве.
Такое положение дел дает серьезный негативный эффект. Так, недавно стало известно, что сотрудники рыбной инспекции покрывали браконьеров в Атырауской и Мангистауской областях. По мнению политолога Султанбека Султангалиева, именно низкая зарплата толкает людей на противоправные действия, в том числе и коррупционного характера.
Однако в ситуации с покрывательством браконьеров низкие доходы сотрудников рыбинспекции если и являлись причиной, то явно не главной.
— Ведь речь идет об организованной преступной группе и преступной коррупционной системе, которая закрепилась на западе Казахстана не вчера и не сегодня. И здесь немаловажную роль сыграл географический фактор, — говорит он.
Что касается низкой заработной платы в сфере образования и сельском хозяйстве, по его наблюдениям, проблема эта давняя и застарелая.
— Несмотря на то что государство стремится поднимать зарплату работникам этих сфер, рост денежных доходов все же не успевает за ростом цен. Это закономерно приводит к оттоку специалистов и миграции населения в города. У меня уже давно сложилось
впечатление, что министерства социально-экономического блока привыкли экономить на учителях и сельских жителях
в полной уверенности, что они не способны на активные протестные действия и будут и дальше безропотно нести свой бюджетный крест, — утверждает политолог.
Но проблема, по его словам, носит не только политический характер.
— Если всмотреться более пристально в ситуацию — например, в той же системе образования, мы увидим, что отток специалистов высокого класса приводит к падению общего уровня образования в стране. И никакие высокие баллы ЕНТ не способны остановить подобную деградацию.
Это подстегивает и процесс миграции из Казахстана, и рост преступности в молодежной среде, — замечает он.
Между тем сейчас государство озаботилось статусом учителя в обществе. И это, по мнению политолога, правильно.
— Важно, чтобы инициативу элементарно не заболтали — это во-первых. А во-вторых, чтобы повышение социального статуса педагогов сопровождалось повышением материального уровня жизни. Необходимо увеличить величину прожиточного минимума — сейчас это 29 698 тенге. Лично мне любопытно, смогут ли господа министры сами прожить на эту сумму? И конечно, нужно увеличивать размер месячного расчетного показателя, сейчас он 2525 тенге, — считает Султангалиев.
По его словам, если государство напрямую может влиять на уровень заработной платы работников бюджетной сферы образования, то в сельхозсекторе для повышения уровня жизни населения необходимо включать механизмы соцзащиты и контроля за соблюдением трудового законодательства.
— О том, что в этих вопросах далеко не все так благополучно, свидетельствуют многочисленные факты использования рабского труда в сельской местности, элементарного обмана и попрания прав работников со стороны работодателей, — замечает он.
Не стоит удивляться, что оставляет желать лучшего и уровень социальных услуг.
— Я сильно сомневаюсь, что что-либо изменится к лучшему, если эту сферу передать в руки неправительственных организаций и если финансирование останется на прежнем уровне. Мы не решим проблему, а только усугубим ситуацию.
Было бы неплохо, если бы мы раз и навсегда расстались с помпезными мероприятиями,
на проведение которых тратятся миллиарды тенге из госбюджета. А сэкономленные средства направили на реальное увеличение зарплаты работникам образования, сельского хозяйства и социальной сферы.
Помимо повышения жизненного уровня этих категорий граждан такая мера будет иметь и мультипликативный экономический эффект, — заключает политолог.