Белый дом готовится встретить новую администрацию, но вопрос о продлении единственного действующего договора об ограничении вооружений между Москвой и Вашингтоном остается открытым.
Пауза в переговорном процессе по обсуждению вариантов сохранения Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) явно затянулась. Представители высшего руководства обеих стран в очередной раз обвиняют друг друга в неготовности выйти на финальную стадию консультаций.
Отсутствие определенности по условиям и срокам продления СНВ-3 расшатывает последние опоры архитектуры международной безопасности. Угроза эрозии глобальной стратегической стабильности усиливается.
Фактически участники соглашения исчерпали все временные лимиты для обсуждения возможных дополнений к соглашению. Российское руководство на всех уровнях продолжает посылать сигналы Вашингтону, что возобновлять диалог по СНВ-3 имеет смысл лишь при условии его автоматического продления.
Дистанционный режим работы может стать новым трендом – обзор казСМИ
Подобный посыл явно рассчитан на администрацию Джо Байдена, которой уже в ближайшее время будет необходимо определиться с политикой в области ядерного сдерживания. После инаугурации 20 января 2021 г. у нового главы США останется всего 16 дней, чтобы разрешить ситуацию с СНВ-3 до истечения срока договора.
В настоящий момент администрация Дональда Трампа продолжает настаивать, что именно российская сторона саботирует переговоры, отказываясь обсуждать условия заморозки стратегических вооружений.
Спецпредставитель президента США по контролю над вооружениями Маршалл Биллингсли неоднократно указывал, что действующий договор не покрывает значительную часть российских стратегических вооружений. Согласно позиции США, в отсутствии сдерживающих факторов Россия наращивала свой арсенал, не подпадающий под СНВ-3, создавая предпосылки для новой ядерной гонки.
Единая валюта все ближе? Московская биржа купила акции KASE
В итоге Вашингтон желает получить гарантии, что в дополнение к существующим ограничениям будут оговорены условия заморозки производства ядерных боеголовок для систем нестратегического радиуса действия. Согласно этой концепции, финальным аккордом переговоров должно было стать подписание рамочного соглашения, которое бы охватывало все виды боеголовок.
Расширение сферы регулирования СНВ-3 стало бы настоящим прорывом в выстраивании режима ядерного нераспространения. Однако Москва считает подобный подход чрезмерным.
Фактически речь об обсуждении условии соблюдения непосредственно СНВ-3 в действующем виде уже не идет. Если учесть, что изначально США настаивали на вовлечении Китая, логика переговоров ведет к разработке принципиально нового документа.
Озвученные Вашингтоном вопросы об увеличении размеров ядерных вооружений, развернутых на тактических носителях и системах меньшей дальности, заслуживают детального обсуждения.
Казахстанцы сами с удовольствием предлагают взятки — исследование
Однако в настоящее время на чаше весов, с одной стороны, находится возможность сохранить хотя бы хрупкую конструкцию системы обеспечения международной безопасности, а с другой – угроза полного демонтажа этой системы, что чревато серьезными рисками глобальной гонки ядерных вооружений.
В целом то, что уходящая администрация Дональда Трампа расценивает как «минимальное возможное» условие для любых будущих сделок с Россией по ограничению вооружений, для Москвы является практически неприемлемым.
Страны мирового сообщества, в том числе и Казахстан, неоднократно призывали США и Россию вернуться к формату конструктивного диалога. Очевидно, что
выход из сложившегося переговорного тупика заключается в готовности сторон пойти на взаимоприемлемые компромиссы
Лишь сняв напряженность вокруг СНВ-3 путем его продления, откроется возможность перейти к обсуждению других аспектов ограничения ядерных вооружений, включая вопросы относительно систем ПРО и гиперзвуковых средств доставки.
Автор: Лидия Пархомчик, эксперт ИМЭП при Фонде Нурсултана Назарбаева