Впервые в истории самой престижной в мире американской музыкальной премии «Грэмми» засветилась наша страна благодаря Иманбеку Зейкенову (он же Imanbek) из города Аксу Павлодарской области, который попал в число ее номинантов.
Ремикс на песню американского рэпера Карлоса Сент-Джона, более известного под псевдонимом Saint JHN, написанный студентом четвертого курса Павлодарского колледжа транспорта и коммуникаций Иманбеком Зейкеновым, трек Roses (Imanbek Remix) может получить награду как ремикс года.
63-я ежегодная церемония вручения наград «Грэмми» состоится 31 января 2021 года. Ее проведение намечено в Стэйплс-центре, Лос-Анджелес (США). А ведь Иманбек работал на железной дороге, отвечал за подачу специальных сигналов и знаков, и создание ремиксов было просто хобби. Это типичная, я бы сказал, американская история — из железнодорожников Казахстана в номинанты «Грэмми»! Фантастика!
71. Премия за лучшую запись ремикса
(Имена исполнителей указаны в скобках для идентификации.) Только синглы или треки.
• DO YOU EVER (RAC MIX)
RAC, ремиксер (Фил Гуд)
• IMAGINARY FRIENDS (MORGAN PAGE REMIX)
Morgan Page, remixer (Deadmau5)
• МОЛИТЕСЬ ЗА ТЕБЯ (ЛУИ ВЕГА ГЛАВНЫЙ РЕМИКС)
Луи Вега, ремиксер (Джаспер Стрит Ко.)
• РОЗЫ (ИМАНБЕК РЕМИКС)
Иманбек Зейкенов, ремиксер (SAINt JHN)
• YOUNG & ALIVE (BAZZI VS. HAYWYRE REMIX)
Haywyre, ремиксер (Bazzi)
Но для меня история с «Грэмми» началась примерно в конце лета, когда я предложил руководителю ВИА «Дос-Мукасан» Мурату Кусаинову приколоться (или как сейчас говорят хайпануть) и выдвинуть туда нашу инструментальную композицию «Бетпак дала», и чтобы наше министерство культуры поддержало этот проект.
Мурата неожиданно эта идея вдохновила, и в ответ он сделал контрпредложение: чтобы я сам за это взялся, как говорится, инициатива наказуема. Тогда я подумал, а почему бы нет, тем более для этого были серьезные основания (об этом будет ниже), и пообещал, что после января 2021 года попробую, то есть когда пройдет очередная церемония награждения «Грэмми».
У меня ведь есть некоторый опыт работы с международными организациями такого рода — правда, это связано с документальным кино: например, в 2019 году состоялась европейская премьера нашего фильма о джазе «Алматинский рэгтайм. Бумеранг» на кинофестивале DORF в Хорватии, а на кинофесте в США New York Jazz Film Festival фильм стал победителем в номинации Jazz Ambassador Award.
Потом интереса ради зашел на сайт премии, просмотрел список номинаций, на которые группа могла бы претендовать, и обнаружил, что «Бетпак Дала» и даже весь этот альбом 1976 года, на котором она записана, вполне могут вписаться в две номинации — Grammy Award for Best Historical Album (премия за лучший исторический альбом) и Grammy Award for Best Instrumental Composition (премия за лучшую инструментальную композицию).
Но вот пару месяцев назад неожиданно прогремела новость о выдвижении нашего земляка Иманбека на эту престижную награду, потом в программе Ивана Урганта показали интервью с ним. И я подумал, что моя шутка тоже может стать реальностью. Но на следующий же день после этого эфира позвонил Мурат и начал чуть ли не выговаривать, почему я раньше не выдвинул композицию на «Грэмми», быстро бы туда отправил, а так время потеряли!
Вообще-то, я мог послать его куда подальше. Да, он был когда-то моим руководителем, когда я по молодости играл на барабанах в «Дос-Мукасане», а теперь что-то там указывает. Но как человек воспитанный ответил, что если пообещал этим заняться только после Нового Года, так и будет. А он сделал из всего этого вывод, что теперь музыку из Казахстана на «Грэмми» несколько лет точно не буду рассматривать…?! И привел очень странный аргумент, типа если один раз наша страна попала туда в номинацию, во второй раз будет точно отказ, якобы такие правила везде существуют. Я просто онемел от такой логики!
Во-первых, номинироваться на такую премию и вообще на любой фестиваль такого уровня не так просто, нужно проходить процедуру регистрации, платить определенную сумму (думаю, нехилую), заполнить кучу документов, потом там же есть сроки, когда они открыты для предложений и т. д. Иначе говоря, со всем этим еще та возня, а после всей этой бюрократической возни могут и отказать в участии, а деньги не вернуть…
Во-вторых, все его доводы — типичная коммунистическая пропаганда (Мурат ведь был коммунистом) времен СССР, когда действительно существовал принцип ротации, который, бесспорно, в некоторых случаях был нужен — например, чтобы пресечь проявления блата, трайбализма, телефонного права «агашек» и т. д. Так было тогда везде, и даже в творчестве. Но коммунисты сами же эти принципы нарушали!
Сегодня, уверен, применительно к этой премии это не работает, и если ремикс (как в случае с Иманбеком), трек, видео, альбом (и что там еще у них в ходу) классные, то возьмут и наградят без вопросов. Там ведь отборщиками сидят не советские старперцы!
Но какие у меня были основания для подобного хайпа? И как ВИА «Дос Мукасан», который имеет репутацию чисто народной песенной группы, умудрился записать и выпустить беспрецедентный психоделический релиз «Бетпак Дала», да еще во времена свирепой цензуры? Почему эту композицию считают первым и единственным психоделическим инструменталом, записанным в СССР в 1976 году? Кто в этом участвовал? Сколько заработали музыканты за этот диск, который разошелся огромным тиражом? Что такое психоделия, и была ли она в Союзе? Об этом хочу рассказать подробнее.
Несколько лет назад, к моему удивлению, вокруг инструментальной пьесы под названием «Бетпак Дала» ансамбля «Дос Мукасан» начался такой кипиш, что все это перевернуло мое представление о творчестве группы, участником которой я был когда-то.
Некоторые российские сайты стали публиковать статьи о пластинке, вышедшей много лет назад, о которой я уже даже забыл. А потом мне начали писать незнакомые люди, в том числе из-за рубежа, с расспросами о том, как я принимал участие в записи этого диска-гиганта (так тогда говорили), в частности, композиции «Бетпак дала». И что теперь ее считают первым произведением (и единственным) в стиле «психоделический-рок в СССР»!
И еще я узнал, что аутентичный винил ВИА «Дос Мукасан» времен СССР 1976 года выпуска фирмы «Мелодия», который стоил когда-то 2 рубля с копейками, днем с огнем не найдешь, а если и найдешь, продают его за 450-500 евро. Почти как редкая битловская пластинка (ё моё)! Релиз считается самым дорогим и разыскиваемым из пластинок «ВИА» (вокально-инструментальный ансамбль) СССР, а композицию «Бетпак дала», которая там записана, считают первой психоделической вещью в поп-музыке Союза. Все это меня сразило наповал!
А потом через некоторое время одна российская компания подготовила переиздание этой легендарной пластинки на классическом черном 140-граммовом виниле в полноцветной глянцевой отреставрированной и обновленной обложке. Мастеринг был осуществлен с копии оригинальной мастер-пленки. Да и цена не такая заоблачная — около 2 тысяч российских рублей. Хотя, конечно, это не настоящий винил того времени.
И все же, как бывший участник ансамбля, который принимал участие в записи этой пластинки, скажу спасибо за это. Еще хочу добавить, что эта пластинка 1976 года так высоко ценится среди коллекционеров всего мира именно потому, что там есть инструментальная пьеса под названием «Бетпак Дала», которую многие зарубежные критики считают началом психоделического стиля в музыке СССР, если бы он получил дальнейшее развитие.
Но чтобы не лажануться с ценами на винил, мало ли в интернете что напишут, решил проконсультироваться у друга детства Олега Ашкенази, который был в свое время одним из самых серьезных коллекционеров винила в Алма-Ате. Сейчас Олег живет в Германии. Я позвонил ему и описал ситуацию с расценками на раритетный винил «Дос Муксана» 1976 года.
Через минут двадцать получил от него инфу: действительно, эта пластинка стоит дорого, и есть два человека в Лондоне (бывшие алматинцы) — обладатели внушительных коллекций test pressing альбомов Битлз (тест-пресс — чаще всего это пробный «нулевой тираж» какой-нибудь пластинки), которые могут купить сразу штук десять по 500 евро. Тут меня жаба заела, я вспомнил поговорку преферансистов советского времени: «Знал бы прикуп — жил бы в Сочи». Прикупа не знал, а значит, пластинок у меня не нашлось. А так бы одним махом 5 тысяч евро заработал.
А потом интереса ради начал бродить по интернету в поисках цен на test pressing Битлз и наткнулся на пластинку PLEASE PLEASE ME (производства Испании), которую продавали за 450 евро. Прямо как наш диск стоит! Но тут есть одно «но»: такие прессы среди серьезных коллекционеров высоко не котируются — только made in Great Britain. Пусть так. Все равно то, что наша запись made in Kazakhstan сравнялась по цене с битловским испанским test pressing — это просто невероятно!
Продолжение следует