А оспорить действия налоговиков очень сложно.
Контрабанда наносит ущерб не только государственному бюджету, но и вполне законопослушным предпринимателям, считает Сакен Карин, председатель правления Казахстанской ассоциации налоговых консультантов.
На своей странице в Facebook он описал схему, по которой работают налоговые органы. Эксперт уверен, что «под жернова» могут попасть не только сами контрабандисты, но и любой участник рынка. В цепочке продажи продукции можно оказаться даже случайно, но доказать это уже не получится.
Открытые источники, на которые ссылается Карин, гласят, что теневая экономика у нас составляет почти четверть ВВП. А это около 40 млрд долларов США. И контрабанда как раз в числе наиболее «вредных» ее составляющих. При этом размеры ее грандиозны. В частности, таможенная статистика Казахстана и Китая, по утверждению эксперта, разнится практически в два раза, а по некоторым позициям и до 90%.
(Например, согласно нашей статистике, из Китая якобы ввезено товаров на 3 млрд, а китайская статистика говорит уже о 6 млрд. Это значит, что нашу границу пересекла контрабанда на 3 млрд — прим.).
В 2019 году официальная статистика указывала, что импорт китайских товаров более 6,5 млрд долларов США. Можно предположить, что почти столько же ввезено неучтенными.
— Так куда же уходит весь контрабандный товар? Челноки банчат на барахолке? Отнюдь. На сегодняшний день посредством экономической контрабанды в нашу страну попадают не только изделия легкой промышленности, но и начиная с широкой линейки бытовой техники до химикатов и медицинских препаратов,
которые нередко наравне с официальным импортом торгуются в крупных торговых сетях
В основном это, конечно, контрафактная продукция, — утверждает Карин.
Таким образом серый импорт «обеляется» и уже продается официально. Часть товаров даже экспортируется в третьи страны.
(Под «серым» подразумевается импорт с недостоверным декларированием для уклонения от уплаты таможенных платежей — прим.).
У экономической контрабанды есть некие налоговые аспекты.
— По сути, этот процесс начинается еще на территории государства – производителя продукции.
Из-за большого количества производителей аналогов система сертификации практически не работает
При этом разделение представителей сферы торговли на производителей, дилеров, оптовиков, трейдеров, агентов и иных участников вынуждает создавать цепочки продажи продукции. При таком подходе участнику рынка практически невозможно застраховаться от покупки и продажи «неучтенного импорта», — считает Карин.
Далее эксперт описал следующую ситуацию. Налоговые органы находят первого «официального» поставщика такой продукции, у которого нет входящего импорта. Далее по системе, которая отслеживает выписку счетов-фактур, устанавливают всех участников сделок с данным товаром (и не только с ним).
Налоговики готовят предпринимателям «сюрприз» — решили присвоить себе функции суда
— Главное, если вы каким-то образом контактировали с тем, кто контактировал с лже-импортером, вам тоже прилетит уведомление камерального контроля, — утверждает эксперт.
Якобы делается это как раз для того, чтобы восполнить потери бюджета от «серого импорта».
— Для эффективного сбора таких потерь и было разработано действующее законодательство с пресловутой системой управления рисками (СУР) и такими прикладными вещами, как электронная счет-фактура. Сегодняшняя основная задача этой системы –
выявлять всех покупателей такой продукции (в основном добросовестных налогоплательщиков)
и принуждать их под риском остановки деятельности уплачивать налоги за тех, кто смог от них уклониться, — считает Карин.
Далее эксперт перечислил недостатки системы:
— В общем, на сегодняшний день государство в лице налогового и таможенного органа играет с бизнесом в интересую игру, название которой «Убей побольше добросовестного бизнеса!» — резюмировал он.
Проблема растущей (и уже «зашкаливающей») контрабанды перед республикой стоит уже очень давно, возможно, с самого обретения независимости. И о ней также постоянно говорят эксперты. Например, в 2018 году ОФ «Transparency Kazakhstan» провел соответствующее исследование, результаты которого озвучивались даже в сенате.
В случае с импортом из КНР статистические данные по 11 группам товаров занижены более чем на 50%.
От 60 до 90% ввозимых из Китая товаров — фактическая контрабанда
Касается это групп «одежда», «мебель», «постельное белье», «игрушки», «фрукты и овощи». Кроме Китая, примерно такая же ситуация с импортом из США, Японии и других государств. В целом в ситуации с торговыми партнерами, не входящих в ЕАЭС,
таможенными пошлинами облагаются только 45% импортируемых к нам в страну товаров
Ранее «серым» схемам импорта товаров из Китая в Казахстан посвятил аналитический материал Балтабай Сыздыков, старший эксперт Института экономических исследований.
Автор рассказал о нескольких «серых схемах».
Первая — «прерванный транзит». То есть грузы ввозятся якобы «проездом», но на самом деле здесь и продаются.
Вторая — «муравьи». Множество нанятых людей ввозят груз якобы для личного пользования в разрешенных объемах. Но на самом деле «муравьи» везут небольшие части одной партии. После пересечения границы вся партия
снова собирается или развозится по стране для продажи
Третья схема — «занижение веса». Когда неверно декларируется количество или вес товара, чтобы официально заплатить поменьше.
Как контрабанда разрушает экономику Казахстана
Еще один способ — так называемые «товары прикрытия». То есть товары «перекодируются» и декларируются как нечто совершенно иное. Естественно, намного дешевле, чем на самом деле. Например, по документам сувениры, а по факту медицинское оборудование.
Похожая схема — «пересорт». Это оформление с использованием подмены наименований в пределах одной товарной группы.
Например, в партию дешевой продукции незаметно подкладывают дорогую
Бывает, что указывается и неверная страна происхождения товара. Например, пишут ту, у которой есть преференции по ставкам импортной пошлины.
В целом суть «серых» схем сводится к нелегальной минимизации затрат на таможенное оформление грузов.