Валютные активы упали до уровня 2006 года, а квартальный дефицит платежного баланса последний раз наблюдался в 1995 году.
В октябре Нацбанк продолжил интервенции на внутреннем валютном рынке. Кроме того, несколько снизились мировые цены на золото. В результате второй месяц фиксируются потери по ключевым составляющим международных резервов.
Напомним, за сентябрь валовый объем ЗВР сократился на 4,5%. В том числе валютные активы — на 7%, активы в монетарном золоте – на 3,3%. В абсолютном выражении общие потери Нацбанка превысили $1,5 млрд.
Почему ликвидация банков в Казахстане заканчивается уголовщиной?
В октябре, чтобы сдержать ослабление тенге, регулятору пришлось вновь продавать доллары на рынке. Это обошлось Нацбанку еще в $91,3 млн — в дополнение к потраченным в сентябре $231,9 млн. При этом золото подешевело в меньшей степени по сравнению с сентябрем — на 1,1% против 4%.
Согласно данным Нацбанка, в октябре его валютные активы уменьшились на 1,8% — до $10 млрд 385 млн. Это примерно соответствует уровню апреля 2006 года. За последние три месяца объем валюты сократился на $1 млрд 112 млн, в том числе за октябрь – на $187 млн.
И это учитывая, что
по поручению президента госкомпании продают часть своей валютной выручки на внутреннем рынке
Не говоря уже о масштабных конвертациях нефтедолларов из Национального фонда для гарантированных трансфертов в бюджет.
Активы Нацбанка в монетарном золоте за октябрь уменьшились на 0,1% — до $23 млрд 196 млн. В абсолютном выражении – на $16 млн. Общее снижение за сентябрь и октябрь составило $804 млн. А в целом золотовалютные резервы Нацбанка за октябрь сократились на 0,6%, или $203 млн.
Дефицит текущего счета платежного баланса достиг $5,5 млрд. При этом впервые с 1995 года в третьей четверти текущего года возник дефицит квартального торгового баланса. Судя по всему, напряженная ситуация с ЗВР Нацбанка сохранится и впредь.
А это в свою очередь практически гарантирует дальнейшее ослабление тенге к доллару
Слабым утешением по-прежнему служит то обстоятельство, что и в соседней России в последние месяцы складывается схожая динамика ее международных резервов. Объем их снижается второй месяц подряд, в октябре он уменьшился еще на 0,1% — до $582 млрд 845 млн. В абсолютном выражении – на $581 млн. При этом потери валютных активов составили 0,1%, а активы в монетарном золоте сократились на 0,3%.
Как уже не раз отмечали эксперты, темпы ослабления тенге к доллару в этом году гораздо ниже по сравнению с российским рублем. Так, по расчетам агентства Bloomberg, казахстанская валюта ослабла примерно на 10%, тогда как рубль девальвировался на 18%.
Между тем в Нацбанке ранее традиционно указывали на растущую зависимость обменного курса тенге от рубля, ссылаясь на рост товарооборота с Россией в условиях ЕАЭС.
Поборы на «Хоргосе» не прекращаются — депутаты
Теперь же, когда динамика этих валют заметно расходится, нельзя не согласиться с утверждением Bloomberg, что Нацбанк сейчас фактически нарушает объявленный режим свободно плавающего обменного курса тенге, ограничивая разными путями спрос на доллары. К примеру, с марта действует ограничение на покупку инвалюты юридическими лицами-резидентами в $50 тысяч в день без предъявления соответствующих документов.
Добавим к этой картине еще и то обстоятельство, что в октябре вновь сократились и активы Национального фонда – на 1,7%, до $56 млрд 343 млн. За два осенних месяца потери фонда составили внушительную сумму в $2 млрд 349 млн. С начала текущего года — $5 млрд 409 млн.
Такая негативная динамика явно указывает на то, что в случае второй волны пандемии коронавируса
руководство страны вряд ли решится выделить очередной массированный транш из фонда с целью поддержки экономики и населения