Огромные очереди и многотысячные поборы с «Хоргоса» — таможенного пункта на границе с Китаем, никуда не исчезли, утверждает группа мажилисменов в запросе на имя премьер-министра Аскара Мамина.
Пока грузовики «маринуют», истекают сроки поставок, и адресаты отказываются от контрактов. Многие предприниматели и водители фур оказались на грани разорения.
Контрольно-пропускной пункт «Нур Жолы» (РК) – «Хоргос» (КНР) на казахстанской-китайской границе открыли в 2018 году. Тогда
обещали, что через пост будут проходить до 2,5 тыс. машин в день, а время прохождения сократится до 30 минут
Кроме того, информационная система таможенных органов «АСТАНА-1» должна была минимизировать коррупционные риски и максимально уменьшить «человеческий фактор».
Через два года реалии оказались другими.
Первый раз в 2020 группа депутатов побывала на посту еще в августе. Тогда гости обратили внимание, что
на КПП образовалась очередь в 2,5 тыс. машин, растянувшаяся на 50 км
«Водители были возмущены, что их фуры стоят без движения по 2-3 месяца, в то время как
некоторые проходят без очереди благодаря так называемым «толкачам» из числа сотрудников дорожной полиции,
чья такса за беспрепятственный проезд варьировалась от одной до трех тысяч долларов США», — говорится в запросе.
Коррупции в стране столько, что Кожамжарову спать некогда — Ашимбаев
Уже тогда депутаты обратились к премьер-министру. И даже получили ответ, где утверждалось, что «указанная проблема находится на контроле правительства». Уверяли, что все вопросы разрешатся уже в сентябре, когда введут электронную очередь.
Но в ноябре 2020 снова появились жалобы предпринимателей, и депутаты отправились взглянуть на ситуацию собственными глазами.
Выяснилось, что хотя определенные сдвиги есть, но остались и проблемы. В результате многие предприниматели и водители фур оказались буквально на грани разорения.
— Это связано с непрозрачной работой электронной очереди, ее несинхронизированности с таможенной системой «Астана-1». Продолжаются многомесячные простои.
Например, около 20 автомашин с водителями стоят в этой очереди уже около 90 дней,
— утверждают авторы.
Водители жаловались, что на территории Сухого порта нет элементарных удобств. При этом во время посещения там было около 600 фур. Кроме того, предприниматели заявили, что с них требуют деньги даже за право кормить собственных водителей. Причем те живут тут же, в кабинах грузовиков. Утверждают, что с каждой фуры за это требуют 30 тыс. тенге.
Как побороть коррупцию на таможне — мнения экспертов
Пока фуры стоят в очереди, у некоторых истекают сроки поставки.
«Особое негодование перевозчиков вызывает непрозрачная работа системы «электронной очереди». Программа показывает лишь собственный номер в очереди конкретного транспорта, и не отражает тех, кто стоит перед ним и за ним. В связи с этим сложилось недоверие к этой «очереди», так как
по-прежнему одни автомашины проезжают беспрепятственно, чуть ли не еженедельно, а другие стоят месяцами,
— говорится в запросе.
Было предложено поднять информацию КГД и просто сверить данные о заездах. Они должны показать транспорт, который ходит безостановочно.
На сегодняшний день в электронной очереди числятся порядка 6 тысяч фур.
Водители требуют вернуть «живую очередь», тогда они смогут контролировать движение самостоятельно.
Еще одна проблема – вывоз с таможенной территории спецтехники.
Оператор запрещает вывозить спецтехнику самостоятельно, а услуги тягача стоят 2,9 тыс. долларов
Для таких машин, которые бы самостоятельно вывозили спецтехнику, предприниматели просят создать отдельную очередь.
Коррупция в бизнесе: что предлагают новые поправки в законы?
Много жалоб и на действия транспортного контроля. Еще до таможенного поста водителям дополнительно надо пройти три поста. Там замеряют габариты и длину кузова по своим стандартам, не считаясь со стандартами производителя.
— В результате новенькие грузовики европейских марок иногда оказываются на 10-20 см длиннее наших требований, что неизменно влечет вымогательство под угрозой задержки транспорта. Ставка мзды в таком случае – от 50 тыс. тенге, ведь обрезать кузов в степи не получится, — утверждают подписанты.
Депутаты попросили: