Вообще, нам уже стоит подумать о собственных интернет-площадках.
В России могут заблокировать Youtube, Facebook и ряд аналогичных зарубежных интернет-площадок. Законопроект в Госдуму уже внесли, и ожидается, что его примут окончательно еще до конца 2020 года. Новый законопроект даже сравнили с ядерной бомбой.
Его авторы объяснили предложение тем, что только в 2020 году российские СМИ 24 раза были подвергнуты цензуре или даже заблокированы.
Шавкат Сабиров, глава Интернет-ассоциации Казахстана, считает, что россиян просто вынудили пойти на этот шаг. В последние несколько лет политика многих интернет-ресурсов слишком предвзята и неадекватна, причем не только в отношении России.
Если в этом противостоянии дойдет до решительных действий, «достанется» и Казахстану.
Об этом Шавкат Сабиров рассказал в интервью нашему порталу.
— Шавкат Умарович, в России собираются блокировать ресурсы типа Youtube за «антироссийскую пропаганду». Ожидают, что закон пройдет через все инстанции еще до конца 2020 года. Насколько это адекватное решение?
— Очень хороший вопрос. Управление интернетом сегодня сводится к регулированию правового поля для всех веб-сайтов, которые работают в конкретной стране. Такая ситуация началась в электронной коммерции в Европе, потом пришло в Россию, теперь пришли и к социальным сетям. Речь не идет о блокировке как таковой, россияне пытаются добиться той самой адекватности от Youtube, Facebook и других интернет-площадок.
Кто хочет отключить в России интернет и чего ждать Казахстану? — Сабиров
Они по праву пытаются выяснить, почему их контент находится в изоляции. Твиттер, например, маркирует сообщения и убирает из трендов, Facebook блокирует посты и фотографии, а Youtube не пропускает видеоролики и маркирует их как опасные. Хотя по аналогичным аккаунтам политика совершенно другая.
Такая избирательность противоречит политике самих интернет-площадок, невзирая на то, нравится мне контент или нет. Вот от этой предвзятости в отношении себя они хотят избавиться.
— То есть получается, что претензии российской стороны вполне обоснованы?
— Они должны были что-то предпринять. Их «гасят» уже внаглую, и дальше, наверное, смотреть и ждать, чем все это закончится, невозможно. Думаю, мы бы поступили точно так же. Мы просто не участвуем в этой игре, поэтому и не понимаем.
Впрочем, так поступают не только с россиянами. Дошло ведь до того, что сообщения Трампа в Twitter маркируют как недостоверные, а вот с другой стороной все нормально и такого не позволяют.
Так что четко прослеживаются предвзятость, однобокость и неадекватность
Почему Facebook вдруг блокировал 9 мая известную фотографию с красным флагом на рейхстаге? Считаю, что маркер государственного СМИ весьма своевременная тема на современном этапе, но тогда надо ставить такой всем госСМИ в мире — неважно это BBC, Радио Свобода или Хабар. Политика интернет-площадок должна быть одинаковой для всех. И кстати, в эпоху борьбы с фейками тема с маркировками весьма актуальна.
— Недаром говорят, что интернет уже стал инструментом информационной войны. А можно как-то «поймать момент», когда это произошло, момент качественного перерождения?
— Точную дату назвать, конечно, невозможно. Думаю, что можно ограничиться последними четырьмя годами, когда информационная борьба стала нарастать не только в противоборстве двух блоков, но и внутри США.
— С чем связана эта активизация?
— С тем, что российская пропаганда работает очень мощно и продуктивно. Понятно ведь, что если бы они никому не были интересны, никто бы их и не «гонял». Нас не бьют, потому что заниматься пропагандой мы не умеем, хотя уже давно могли бы научиться.
Как-то на одном из совещаний зашел разговор, что у нас засилье российских медиа. По этому поводу Европейский Союз даже принял резолюцию о борьбе с российской пропагандой. Я не выдержал и сказал, что лучше бы о нас так писали по борьбе с казахстанской пропагандой. Экспансия происходит, когда ты что-то делаешь и пытаешься противостоять этому. А когда ничего не делаешь, ты никому не интересен. К тебе и так без помех может зайти кто хочет и сделать что хочет.
Посудите сами,
если на ТВ рынке у нас в Казахстане более 90% государственных СМИ, то на интернет-рынке ситуация с точностью до наоборот —
более 80% онлайн СМИ негосударственные. То есть информационное поле в казахстанском интернете принадлежит негосударственным СМИ.
— А насколько эффективны будут блокировки, в том числе и с технической точки зрения? Telegram, помнится, уже пробовали заблокировать. Кому было надо, легко этот блок обходили, а потом все закончилось.
— Понятно, что эффективность будет невысокой, но дело даже не в этом. Это ведь еще и «выстрел себе в ногу», потому что хуже станет всем. Россия ограничит себя в первую очередь, во вторую очередь обязательно «перепадет» и нам. И сам Youtube, например, со своими огромными доходами от российского рынка тоже много потеряет. Так что в этом случае все «выстрелят себе в ноги». А Казахстану достанутся «осколки» от такой войны.
— Все-таки дойдет ли до блокировок? И если да, не отразится ли на нас?
— Если участники «занозятся», вполне может дойти. На Казахстане напрямую не отразится, но косвенный удар может получиться сильнее прямого. Представим гипотетически ситуацию, что в России доступ в Youtube все-таки заблокировали. Тогда те, кто делает рекламу на этой площадке у нас, сразу станут меньше зарабатывать, потому что российский рынок окажется отрезан.
Должно ли помогать государство в развитии казахскоязычного YouTube — обзор казСМИ
Казахстанцы потребляют в Youtube очень много контента и зарабатывают соответственно. Не так много, как в России, нас слишком мало, чтобы много заработать на Youtube. Либо контент должен быть ориентирован на Россию. Кроме этого, мы потребляем много русскоязычного контента в виде кино, музыки, культуры, спорта и образования. Этого контента тоже станет меньше.
— Сейчас многие эксперты утверждают, что на интернет начали обращать так много внимания, потому что потенциал тех же соцсетей уже намного превысил телевизионный. Как минимум в области внутренней политики.
— Безусловно, потенциал социальных сетей огромен. Но не для всех стран. В отношении Казахстана такая точка зрения может быть справедливой, потому что
за последние лет десять весь наш телевизионный контент убивали планомерно своими руками
Появились даже шутки и мемы, где найти такую жизнь, о которой наше ТВ рассказывает. В той же России или Украине телеаудитория еще достаточно большая и пока доминирует. Кроме того, сами ТВ-каналы активно выходят на интернет-площадки.
Нередко на соседнем телевидении проводят какие-то опросы, для участия в которых нужно позвонить по телефону и отдать свой голос. Так они
по сто тысяч голосов собирают, и это только те, кто телефон в руки взял и набрал номер. А сколько не звонят, но смотрят?
То есть аудитория у телевидения осталась и по-прежнему очень большая.
Вообще, при нынешней политике крупных социальных сетей уже стоит подумать о собственных площадках. Только представьте, что по какой-либо причине Facebook станет недоступным. Сколько людей в Казахстане останутся без политической работы?! Вопрос риторический.
Россияне как раз к этой идее сейчас и склоняются. Им нужны свои площадки, они сразу сделали свой собственный ресурс для просмотра видео и другого контента, со всяческими приложениями и так далее.
Нам надо не стесняться учиться лучшим практикам и опыту работы, в том числе и пропаганде. Почему бы и нет?