Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

«Танец — это крылья народа» — традиция Би Билеу

1031
Фото:.mirtesen.ru

Эти наскальные изображения датируются 5-7 вв. до н. э. В древнетюркском письменном памятнике «Кодекус куманикус» (1303 г.) есть слово «билеймін» (я танцую).

Казахские танцы были веселыми, эмоциональными и служили своеобразными украшениями празднеств. Об искусных танцовщицах говорили «мың бұралып билейді» (танцует, делая тысячи телодвижений).

Что надо знать гостю о казахском дастархане — традиция Бас ұстау

Во время танцев все — и  участники, и зрители — получали сильный положительный эмоциональный заряд, а у молодежи появлялась возможность ближе узнать друг друга.

Свидетельства в искусстве

Через эмоции и темп танцевальных движений казахи показывали все стороны своей жизни. В них отражались и охота с ловчими птицами, и ловкость казахских джигитов во время скачек на конях, и стрельба из лука, и многое другое…

У каждого танца было и свое название:

  • «Дабылпаз» (охотник с барабаном);
  • «Құсбегі» (танец сокольников);
  • «Келіншек биі» (танец невестки);
  • «Қара жорға» (Черный иноходец);
  • «Той биі» (свадебный танец);
  • «Шілдехана биі» (танец в честь новорожденного) и прочие.

Потому и говорят — «Би – халық қанаты» (танец — это крылья народа).

О том, как танцевали казахские мужчины и женщины, наши современники узнают из отрывков путешественников, рассказов, передающихся из поколение в поколение и художественных зарисовок, ставших свидетелями. Так, в своем рисунке художнику И. Клапроту, который художник сделал 1816 году, удалось передать движения и эмоциональное состояние танцующих.

Перед юртами танцуют мужчины и женщины, недалеко расположились музыканты. В описаниях русского путешественника Д. Исаева есть такие строки:

«Пока идет подготовка к свадьбе, подруги и приятельницы невесты собираются у нее по вечерам, ведут разговоры, поют, и частенько посиделки заканчиваются танцами под звуки домбры и кобыза».

По возвращении на родину казахи не целуют землю – традиция Аунау

Кроме танцев, которые исполняли несколько человек, были и одиночные. Так, сохранилась картина «В юрте Даулеткерея», выполненная художником Чередеевым в 50-е годы 19 века. Художник запечатлел, как зрители смотрят на Жанузака Жапасулы, который танцует под звуки домбры. Инструмент держит в руках композитор Даулеткерей Шыгайулы.

Степная хореография

До наших дней дошли более 50 названий движений народного танца. Вот некоторые из них:

Айдахар иірілу – извивающийся дракон;

Беташар – открывание лица;

Бопым-бопым – сгибание и вытягивание руки вверх с выкриками и резкими полуприседаниями джигитов, обучающих беркута охоте;

Бұраңбел – гибкая талия;

Бүркіт қанат – крылья орла;

Желдірме – бег рысью;

Өрме – встряхивание коня гривой;

Сүйретпе – волочить ноги;

Сылаң қақпа – женский ход с ударами в ладони у плеча;

Тебінгі – пришпоривание коня;

Тепеңжорға – шаг иноходца без подскоков;

Тізерлей шыркөбелек – повороты на колене;

Шабыс – скачки;

Шоқан жорға – подпрыгивающий шаг иноходца;

Ытқыма – прыжки в разных формах и другие.

В известной песне «Айгөлек» (Лунный круг) композитора Б. Байкадамова на стихи Н. Баймухамедова есть следующие строки:

Айдай толған кезімде,

Би билеймін дөңгелеп.

Я буду в танце весела,

Кружась, как светлая луна.

Традиция в литературе

Народная артистка Казахстана, великая танцовщица Шара Жиенкулова (1912-1991 гг.) в автобиографической книге «Өмірім менің – өнерім» (Моя жизнь – мое искусство) вспоминает:

«Мне тогда было лет семь-восемь, я была очень стеснительной девочкой… Тогда я впервые увидела танец.

На середину вышел высокий человек с блестящими глазами. Полы своего чапана он заправил под кожаный ремень, на голове красовался лисий тымак, а на ногах были сапоги с высокими голенищами. Вот он молча посмотрел на домбриста. И когда пальцы музыканта побежали вверх по ладам, танцор тотчас, будто расправив два крыла, задвигал шеей, как птица.

Зачем при обращении к Богу казахи надевают на шею веревку — традиция Бұршақ салу

Все его тело было подчинено ритму мелодии. Двигая коленом, он то вставал, то садился, но стоял на одном месте. Его лопатки, бедра и предплечья гнулись так, будто стремительно бежал горячий расплавленный свинец, рисуя красивые орнаменты, за которыми глазам трудно было уследить.

Лицо его было похоже на невозмутимую маску, танцор не улыбался и ничем не выдавал своих внутренних чувств. Только зрачки его играли, будто принадлежали зорко глядящему беркуту или змее, пронизывающей суровым взглядом свою жертву. Он преображался бесконечно. И продолжалось это столько времени, что в очаге могло закипеть молоко. Так он танцевал минут пятнадцать — двадцать».

Без танцев ни одно празднество не обходится и в наши дни. А самым популярным остается «Қара жорға», он как бы повторяет движения иноходца.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter