Казахские народные празднества сопровождались не только песнями, но и танцами. О том, что традиция Би билеу (танцевать) существует с давних времен, свидетельствуют петроглифы, выбитые на известных скалах Тамгалы тас, что недалеко от Алматы.
Эти наскальные изображения датируются 5-7 вв. до н. э. В древнетюркском письменном памятнике «Кодекус куманикус» (1303 г.) есть слово «билеймін» (я танцую).
Казахские танцы были веселыми, эмоциональными и служили своеобразными украшениями празднеств. Об искусных танцовщицах говорили «мың бұралып билейді» (танцует, делая тысячи телодвижений).
Что надо знать гостю о казахском дастархане — традиция Бас ұстау
Во время танцев все — и участники, и зрители — получали сильный положительный эмоциональный заряд, а у молодежи появлялась возможность ближе узнать друг друга.
Через эмоции и темп танцевальных движений казахи показывали все стороны своей жизни. В них отражались и охота с ловчими птицами, и ловкость казахских джигитов во время скачек на конях, и стрельба из лука, и многое другое…
У каждого танца было и свое название:
Потому и говорят — «Би – халық қанаты» (танец — это крылья народа).
О том, как танцевали казахские мужчины и женщины, наши современники узнают из отрывков путешественников, рассказов, передающихся из поколение в поколение и художественных зарисовок, ставших свидетелями. Так, в своем рисунке художнику И. Клапроту, который художник сделал 1816 году, удалось передать движения и эмоциональное состояние танцующих.
Перед юртами танцуют мужчины и женщины, недалеко расположились музыканты. В описаниях русского путешественника Д. Исаева есть такие строки:
«Пока идет подготовка к свадьбе, подруги и приятельницы невесты собираются у нее по вечерам, ведут разговоры, поют, и частенько посиделки заканчиваются танцами под звуки домбры и кобыза».
По возвращении на родину казахи не целуют землю – традиция Аунау
Кроме танцев, которые исполняли несколько человек, были и одиночные. Так, сохранилась картина «В юрте Даулеткерея», выполненная художником Чередеевым в 50-е годы 19 века. Художник запечатлел, как зрители смотрят на Жанузака Жапасулы, который танцует под звуки домбры. Инструмент держит в руках композитор Даулеткерей Шыгайулы.
До наших дней дошли более 50 названий движений народного танца. Вот некоторые из них:
Айдахар иірілу – извивающийся дракон;
Беташар – открывание лица;
Бопым-бопым – сгибание и вытягивание руки вверх с выкриками и резкими полуприседаниями джигитов, обучающих беркута охоте;
Бұраңбел – гибкая талия;
Бүркіт қанат – крылья орла;
Желдірме – бег рысью;
Өрме – встряхивание коня гривой;
Сүйретпе – волочить ноги;
Сылаң қақпа – женский ход с ударами в ладони у плеча;
Тебінгі – пришпоривание коня;
Тепеңжорға – шаг иноходца без подскоков;
Тізерлей шыркөбелек – повороты на колене;
Шабыс – скачки;
Шоқан жорға – подпрыгивающий шаг иноходца;
Ытқыма – прыжки в разных формах и другие.
В известной песне «Айгөлек» (Лунный круг) композитора Б. Байкадамова на стихи Н. Баймухамедова есть следующие строки:
Айдай толған кезімде,
Би билеймін дөңгелеп.
Я буду в танце весела,
Кружась, как светлая луна.
Народная артистка Казахстана, великая танцовщица Шара Жиенкулова (1912-1991 гг.) в автобиографической книге «Өмірім менің – өнерім» (Моя жизнь – мое искусство) вспоминает:
«Мне тогда было лет семь-восемь, я была очень стеснительной девочкой… Тогда я впервые увидела танец.
На середину вышел высокий человек с блестящими глазами. Полы своего чапана он заправил под кожаный ремень, на голове красовался лисий тымак, а на ногах были сапоги с высокими голенищами. Вот он молча посмотрел на домбриста. И когда пальцы музыканта побежали вверх по ладам, танцор тотчас, будто расправив два крыла, задвигал шеей, как птица.
Зачем при обращении к Богу казахи надевают на шею веревку — традиция Бұршақ салу
Все его тело было подчинено ритму мелодии. Двигая коленом, он то вставал, то садился, но стоял на одном месте. Его лопатки, бедра и предплечья гнулись так, будто стремительно бежал горячий расплавленный свинец, рисуя красивые орнаменты, за которыми глазам трудно было уследить.
Лицо его было похоже на невозмутимую маску, танцор не улыбался и ничем не выдавал своих внутренних чувств. Только зрачки его играли, будто принадлежали зорко глядящему беркуту или змее, пронизывающей суровым взглядом свою жертву. Он преображался бесконечно. И продолжалось это столько времени, что в очаге могло закипеть молоко. Так он танцевал минут пятнадцать — двадцать».
Без танцев ни одно празднество не обходится и в наши дни. А самым популярным остается «Қара жорға», он как бы повторяет движения иноходца.