Нур-Султан
Сейчас
0
Завтра
-2
USD
433
+1.72
EUR
507
+1.07
RUB
5.45
-0.06

Зачем при обращении к Богу казахи надевают на шею веревку — традиция Бұршақ салу

2977

В крайне сложных или безвыходных ситуациях к Тенгри обращались посредством традиции Бұршақ салу (надевать на шею веревку).

Бұршақ – так называется веревка с петлями, которой связывали ягнят или козлят в один ряд. Надо отметить, что у слова «бұршақ» в казахском языке есть и другие значения — например, град, горох — но к традиции Бұршақ салу они не имеют никакого отношения.

Фетиш Великой степи, или почему казахи ценят в женщинах длинные косы

Вешая веревку на шею при обращении к Тенгри, казахи давали ему понять — вопрос настолько серьезный, что они готовы выполнить любые условия Всевышнего и даже пожертвовать жизнью.

Часто роль бұршақа выполнял белдік (пояс) или кожаный шылбыр (чембур) для коня. Вполне возможно, что раньше традиция именовалась Белдік салу (надевание пояса, ремня). Но в народе она сохранилась именно как Бұршақ салу.

Традиция в народном творчестве

В эпосе «Қыз Жібек» есть такие строки:

Көксандалдың шылбырын,
Мойнына орап салады.

Чембур коня Коксандала
На шею накинув свою.

В эпосе «Қамбар батыр»:

Мойнынан алған сықылды,
Бұрынғы салған бұршағын.

Снял с шеи своей
Ранее надетую веревку.

Исторические свидетельства

О древности этой традиции свидетельствует и французский историк Рене Груссе в своей книге «Чингисхан»:

«И снова, как всегда перед принятием серьезного решения, определявшего последующую его жизнь, Чингисхан удалился в священные горы. Сняв шапку и набросив на шею пояс, он девять раз ударил челом о землю перед Вечным Небом, верховным божеством, и стал просить Тенгри дать ему силы…»

Когда казахи не обращают внимание на плохие приметы — традиция «Көш тоқтату»

Народная молва донесла до наших дней такой случай. Во второй половине 18 века в Баянауле жил богатый человек по имени Сарымырза из рода Кулюк. У него было четверо сыновей, живших очень богато. Но у одного из них не было сына. А для казахов отсутствие сына всегда было тяжелым испытанием. Сарымырза, его сын и все родичи очень сильно переживали по этому поводу.

Тогда невестка Сарымырзы, мать девятерых дочерей, надела на шею пояс и обратилась к Богу с мольбой:

«Прошу, дай нам с мужем сына. Ради этого я согласна на все. Если исполнится мое желание, я готова отказаться от своих глаз и пойти по миру».

И Всевышний внял ее мольбам. Через некоторое время семье на свет появились несколько сыновей. Мальчикам дали имена Котян, Бюен, Шалаказах, Каракобен и Альдебек. Тогда счастливая мать сказала: «Я выполню обещание, данное Всевышнему».

Как стрельба из лука помогала казаху сделать карьеру — традиция Жамбы Ату

Завязала она кошмой глаза и пешком прошла много верст — весь путь кочевья до летнего пастбища джайляу.

Традиция была распространена и в последующих веках. Когда у поэта Абая скончался сын, после похорон он пошел на могилу своего отца Кунанбая. Там он надел свой пояс на шею, трижды обошел могилу и, весь в слезах, приговаривал:

«Отец, вы были сильным, вас поддерживали аруахи – духи наших предков. Не оставляйте меня после Магаша в одиночестве, возьмите к себе».

Традиция в литературе

В рассказе «Зимняя ночь» писатель Мухтар Ауэзов так описал традицию Бұршақ салу:

«Уложив рядом с печкой мальчика, старик и старуха сидят у изголовья больного и смотрят на своего единственного внука в безвестном ожидании. Нетерпеливый буран со всей силой бьется в одностворчатое окно и, будто оседлав самого строптивого коня, чьи копыта стучат очень громко, часто перебивает и без того слабый сон больного. Вошедший через щели окна холод, теперь превратившись в пар, беззастенчиво гуляет по дому.

С каждым часом ухудшается состояние мальчика, как уходящий свет сгорающей свечи. Сильно устав от безысходности, старик со старухой молча проливают из своих немощных глаз ядовитые слезы горя. Надев на шею буршак, просят они, чтобы Всевышний сохранил их внуку жизнь. Не осталось ни одного аруаха, ни одного святого, к кому бы они не обращались со своими мольбами…»

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter